Налоговый запрос о предоставлении информации, особенно в разрезе определенных контрагентов, с требованием предоставления копий всей первичной документации является одним из наиболее распространенных способов получения сведений налоговыми органами. По общему правилу непредоставление ответа на запрос с объяснениями и необходимыми документами является основанием для проведения налоговой проверки.
Однако, юридически грамотный анализ налоговых запросов позволяет определить, как правильно реагировать на запросы ГНС, является запрос законным и обоснованным, как правильно отвечать или вообще не отвечать на запросы, какие документы можно предоставлять или вообще ничего не нужно предоставлять, и самое главное — когда можно правильно и без последствий для руководства избежать проведения внеплановой проверки при реагировании на запрос налоговой.
Адвокаты Адвокатского объединения WinnerLex разработали эффективные способы защиты клиентов при получении налоговых запросов, которые сводят к минимуму риски проведения внеплановой налоговой проверки, а также положительно влияют на деловую репутацию клиентов в качестве контрагентов с высокой степенью защиты конфиденциальной информации.
предоставляемых в рамках налоговой проверки;
по взаимоотношениям с определенными контрагентами;
в случае проведения встречной сверки;
для определения уровня обычных цен на товары;
если подано жалобу о непредоставлении или нарушении правил заполнения налоговой накладной;
в случаях выявления фактов о нарушениях налогового, валютного и другого законодательства;
если обнаружено недостоверность данных в налоговых декларациях.

Налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение (кроме проведения встречной сверки) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом). В случае проведения встречной сверки налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлено в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика.

При получении приказа о проведении внеплановой проверки на основании
п. 78.1.1 и 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины, советуем обязательно проверить основания назначения данной проверки, в том числе предоставления ответа на запрос налогового органа, поскольку довольно часто налоговые органы злоупотребляют своими правами и назначают внеплановые проверки незаконно.

В случае получения запроса от контролирующего органа, необходимо внимательно просмотреть его, убедиться в том, что полученный запрос выполнен на официальном бланке органа ГНС, имеет исходящий регистрационный номер, дату, обратить внимание на обязательные реквизиты: если в запросе отсутствует хотя бы один из необходимых реквизитов, то при таких обстоятельствах плательщик освобождается от обязанности предоставления информации и документов на запрос.

Даже если будет обнаружено, что запрос составлен с нарушениями, рекомендуем все-таки предоставить на него ответ, обосновав в нем основания для непредоставления информации по запросу. Например, в ответе выложите недостатки запроса и укажите, что предоставите всю необходимую информацию и ее документальное подтверждение в случае получения запроса, который соответствует требованиям действующего законодательства.
- Ответ на запрос контролирующего органа желательно присылать в налоговую ценным письмом с описью вложения или подавать лично ответственным уполномоченным лицом плательщика в канцелярию налоговой. В последнем случае следует иметь два экземпляра письма: один остается в канцелярии, а на втором ставится отметка о получении письма: печать и входящий номер такого запроса, информацию по разработке которого можно получать в информационной службе контролирующего органа.


Законодатель вкладывал в эту норму несколько другой смысл, чем применяется на практике контролирующими органами. Так, данная норма предусматривает право контролирующего органа запрашивать и изучать первичные документы, которые используются в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы, но только при проведении проверок.
Только в том случае, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушение этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Однако это происходит тогда, когда по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы.
Запрос считается надлежащим образом, врученным налогоплательщику, если он направлен по адресу налогоплательщика (местонахождение, налоговый адрес) заказным письмом с уведомлением о вручении или предоставлено лично под подпись плательщику, его должностному лицу. А в случае направления запроса в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи налоговой — в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке.