Получение предприятием официального запроса налогового органа о предоставлении налоговой информации свидетельствует о том, что предприятие по той или иной причине попало в поле зрения налоговой. Поэтому юридически грамотно составленные ответы на запросы налоговых органов могут предотвратить наступление для предприятия различного рода негативных последствий.
Действующее законодательство предусматривает два вида запросов, которые предприятие может получить от налогового органа.
Во-первых, письменный запрос налоговая имеет право направить как контролирующий орган в сфере налогообложения в силу положений пункта 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины. Среди предусмотренных НКУ оснований для направления таких запросов, наиболее часто налоговые органы ссылаются на выявление фактов, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, а также на проведение встречных проверок. Есть также и другие основания, когда налоговая может направить предприятию письменный запрос на предоставление информации. Обычно налоговый запрос о предоставлении информации, содержит требования о предоставлении налоговой информации в разрезе определенных контрагентов с предоставлением копий всей первичной документации за определенный период либо за весь период работы с соответствующим контрагентом. По общему правилу непредоставление ответов на запросы с объяснениями и необходимыми документами, либо предоставление ответа после истечения 15-дневного срока на ответ является основанием для проведения документальной внеплановой налоговой проверки (пункт 78.1.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины).
Другим видом налоговых запросов, которые может получить предприятие, являются запросы налоговой милиции, как органа следствия по делам о налоговых преступлениях. Такие запросы направляются на основании статьи 93 Уголовного процессуального кодекса Украины и являются способом сбора доказательств стороной обвинения в уголовном производстве. В некоторых ситуациях подготовка ответов на запросы налоговых органов в порядке статьи 93 УПК Украины уже становится элементом выработки общей позиции защиты как предприятия, так и его руководителей в уголовном производстве, так как за таким запросом может последовать и временный доступ к вещам и документам, и обыск, и вызовы на допросы руководителей и сотрудников в качестве свидетелей. Из этого следует, что ответы на такие запросы налоговой требуют еще большего внимания и профессионализма не только в сфере налогового права, но и в сфере защиты в уголовном процессе.
Юридически грамотный анализ налоговых запросов позволяет определить, как правильно дать ответы на запросы налоговых органов , является ли запрос законным и обоснованным, как правильно отвечать или вообще не отвечать на запросы, какие документы можно и нужно предоставлять или вообще ничего не нужно предоставлять, и самое главное — когда можно правильно и без последствий для предприятия и его руководства избежать проведения внеплановой проверки при реагировании на запрос налоговой.
Налоговые адвокаты Адвокатского объединения WinnerLex разработали эффективные способы защиты клиентов при получении налоговых запросов, которые сводят к минимуму риски проведения внеплановой налоговой проверки, а также положительно влияют на деловую репутацию клиентов в качестве контрагентов с высокой степенью защиты конфиденциальной информации. Мы также обладаем большим опытом защиты бизнеса в рамках уголовного производства. Поэтому наши адвокаты могут составить ответы на запросы любых налоговых органов быстро и профессионально.
предоставляемых в рамках налоговой проверки;
по взаимоотношениям с определенными контрагентами;
в случае проведения встречной сверки;
для определения уровня обычных цен на товары;
если подано жалобу о непредоставлении или нарушении правил заполнения налоговой накладной;
в случаях выявления фактов о нарушениях налогового, валютного и другого законодательства;
если обнаружено недостоверность данных в налоговых декларациях.
Налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение (кроме проведения встречной сверки) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом). В случае проведения встречной сверки налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлено в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика.
При получении приказа о проведении внеплановой проверки на основании
п. 78.1.1 и 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины, советуем обязательно проверить основания назначения данной проверки, в том числе предоставления ответа на запрос налогового органа, поскольку довольно часто налоговые органы злоупотребляют своими правами и назначают внеплановые проверки незаконно.
В случае получения запроса от контролирующего органа, необходимо внимательно просмотреть его, убедиться в том, что полученный запрос выполнен на официальном бланке органа ГНС, имеет исходящий регистрационный номер, дату, обратить внимание на обязательные реквизиты: если в запросе отсутствует хотя бы один из необходимых реквизитов, то при таких обстоятельствах плательщик освобождается от обязанности предоставления информации и документов на запрос.
Даже если будет обнаружено, что запрос составлен с нарушениями, рекомендуем все-таки предоставить на него ответ, обосновав в нем основания для непредоставления информации по запросу. Например, в ответе выложите недостатки запроса и укажите, что предоставите всю необходимую информацию и ее документальное подтверждение в случае получения запроса, который соответствует требованиям действующего законодательства.
- Ответ на запрос контролирующего органа желательно присылать в налоговую ценным письмом с описью вложения или подавать лично ответственным уполномоченным лицом плательщика в канцелярию налоговой. В последнем случае следует иметь два экземпляра письма: один остается в канцелярии, а на втором ставится отметка о получении письма: печать и входящий номер такого запроса, информацию по разработке которого можно получать в информационной службе контролирующего органа.
Законодатель вкладывал в эту норму несколько другой смысл, чем применяется на практике контролирующими органами. Так, данная норма предусматривает право контролирующего органа запрашивать и изучать первичные документы, которые используются в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы, но только при проведении проверок.
Только в том случае, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушение этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Однако это происходит тогда, когда по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы.
Запрос считается надлежащим образом, врученным налогоплательщику, если он направлен по адресу налогоплательщика (местонахождение, налоговый адрес) заказным письмом с уведомлением о вручении или предоставлено лично под подпись плательщику, его должностному лицу. А в случае направления запроса в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи налоговой — в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке.