Во время осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, споры с таможенными органами являются довольно распространенным явлением. При этом, наиболее частой причиной возникновения таможенных споров являются действия самих таможенных органов. В том числе и определенные нарушения закона со стороны сотрудников. Такие злоупотребления со стороны работников таможенного органа могут оговариваться по указанию их руководителей о необходимости выполнения «плана» наполнения государственного бюджета. Когда за определенный промежуток времени та или иная таможня должна обеспечить в любой способ поступления определенной суммы таможенных платежей. Что приводит, например, к принятию необоснованных решений об определении более высокой таможенной стоимости товара, чем стоимости товара по цене договора. Нельзя исключать и желание отдельных таможенников получить неправомерную выгоду, что также приводит к принятию незаконных решений таможенными органами.
Следует отметить, что таможенные споры являются достаточно непростыми для решения, поскольку требуют знания и умения применить на практике как таможенного законодательства, которое представляет собой достаточно сложную отрасль права, так и процессуального права, регулирующего порядок рассмотрения таможенных споров в судах. Поэтому в случае возникновения спора с таможней наиболее правильным решением является обращение за профессиональной юридической помощью к адвокату. Который в свою очередь может установить, в чем заключаются допущенные таможней нарушения законодательства. Также выявить сущность неправомерных действий или бездействия работников таможенного органа, и грамотно использовать полученные доказательства и информацию в суде в пользу Клиента. А оспорив в суде противоправное решение, действия или бездействие таможенников, Вы не только отстоите Ваши интересы в суде по текущему делу, но и сработаете на будущее. Поскольку после того, как таможенники столкнутся с профессиональным юридическим сопротивлением со стороны Вашего адвоката, в следующий раз они уже вряд ли будут явно злоупотреблять своим служебным статусом.
предоставление письменных консультаций по таможенным спорам;
решение споров относительно декларирования имущества;
решение споров в отношении возвращения конфискованного имущества;
обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил;
обжалование решений, действий или бездействия таможенного органа по таможенной стоимости товара;
обжалование решений таможни по поводу определения кода товара по УКТВЭД;
сопровождение споров по возврату таможенных и других платежей, ошибочно или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами;
предварительное консультирование юридических лиц о перемещении товаров через таможенную границу Украины в режиме экспорта, импорта, временного ввоза, транзита, и тому подобное;
составление запросов, жалоб, заявлений и других документов правового характера с целью урегулирования таможенного спора;
представительство интересов Клиентов в судах всех инстанций по таможенным спорам.
По закону бремя доказывания неправильности заявленной таможенной стоимости лежит на таможенном органе. Но, как показывает практика, именно Вам надо будет доказать, что заявленная в декларации таможенная стоимость товара была верной. Поэтому в случае возникновения спора с таможней по поводу таможенной стоимости товара необходимо собрать как можно больше доказательств в подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости: внешнеэкономический товар на поставку товара, инвойс, международная транспортная накладная (CMR), прайс-лист продавца.
В случае, когда действительную стоимость импортируемого товара невозможно определить по цене идентичного или аналогичного товара, таможня имеет право использовать как основание для корректировки таможенной стоимости по резервному методу цену товара, условия поставки которого отличаются от условий поставки оцениваемого товара, исходя из ближайшего эквивалента действительной стоимости.
Суммы таможенных платежей, начисленные импортером в результате ошибки, обнаруженной органом доходов и сборов во время документальной проверки, считаются переплатой, если правильные суммы таких платежей будут определены в решении органа доходов и сборов, принятого по результатам такой проверки; в противном случае переплата будет иметь место только после внесения импортером изменений в таможенной декларации в части сумм начисленных таможенных платежей.
Право требования по возврату излишне уплаченных таможенных платежей возникает только после отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, через которое такая переплата произошла.
Постановление таможни по делу о нарушении таможенных правил о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано как в досудебном (административном) порядке, так и в судебном порядке путем обращения с административным иском об отмене постановления таможни до местного общего суда как административного суда в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Товары, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 10000 евро, кроме указанных в Таможенном кодексе Украины случаев, не подлежат письменному декларированию при вывозе (пересылке) их гражданами за пределы таможенной территории Украины.
Несмотря на то, что согласно положениям Таможенного кодекса Украины, доказательствами по делу о нарушении таможенных правил могут быть любые фактические данные, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие нарушения таможенных правил, виновность лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, основным доказательством по данной категории дела является протокол о нарушении таможенных правил. Поэтому по данной категории дел прежде всего следует проверить на наличие юридических дефектов протокола о нарушении таможенных правил, поскольку бывают случаи, что даже при наличии признаков нарушения таможенных правил в действиях декларанта или иного лица, перемещающие товары через границу, удавалось в суде добиться не привлечения к ответственности таких лиц через формальные недостатки протокола о нарушении таможенных правил, допущенных работниками таможни при оформлении протокола.
Административное взыскание за нарушение таможенных правил может быть наложено не позднее чем через шесть месяцев со дня обнаружения правонарушения.