Действия и решения органов государственной власти, их должностных лиц могут крайне существенно влиять как на бизнес, так и на рядовых граждан.В качестве примера, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) может накладывать штрафы за нарушение требований пожарной безопасности и ставить вопрос о приостановлении деятельности предприятий до устранения нарушений. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) своими решениями и действиями может заблокировать принятие фактически почти всех корпоративных решений по корпоративному управлению акционерными обществами. Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (ГАСИ) может не выдать разрешение на выполнение строительных работ или не принять в эксплуатацию законченные строительством объекты, создавая существенные проблемы застройщикам. Государственная экологическая инспекция Украины (Госэкоинспекция) может наложить значительные суммы штрафов за нарушения в сфере охраны окружающей среды, ставить вопрос о приостановлении действия специальных разрешений и деятельности субъектов хозяйствования.
Ситуация осложняется тем, что далеко не всегда государственные органы придерживаются закона, а нередко принимают незаконные решения, которые существенно нарушают права юридических и физических лиц.Споры с госорганами в досудебном порядке, как способ разрешения споров не всегда приносит желаемый результат, поскольку нередко чиновники ненадлежащим образом реагируют на жалобы и обращения, уклоняясь от выполнения своих обязанностей или, наоборот, продолжают совершать незаконные действия. Единственным надежным инструментом защиты в таком случае является обращение в суд с иском о признании противоправными действий или бездействия государственного органа, об отмене нормативно-правового акта и индивидуального акта, об обязательстве совершить действия или принять решения, от которых уклоняются должностные лица, или же наоборот об обязательствах воздержаться от совершения госорганом противоправных действий.
Услуги по решению споров с госорганами включают в себя, в частности, сопровождение споров по:
- национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР);
- государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям (ДСНС);
- государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины (ГАСК);
- государственной экологической инспекцией Украины (Госэкоинспекция);
- государственной пограничной службой Украины (ГНСУ);
- фондом государственного имущества Украины (Фонд госимущества);
- государственной миграционной службой Украины (ГТС Украины);
- государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба).
Органы государственного надзора имеют право осуществлять плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении такой проверки не позднее чем за десять дней до дня ее проведения. Вы имеете право не допускать проверяющих к плановой проверки в случае неполучения уведомления о ее осуществлении.
В случае нарушения требований пожарной безопасности проверяющий должен составить в двух экземплярах акт проверки, один экземпляр которого должен быть предоставлен субъекту, которого проверяли. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, подпишите акт с аргументированными письменными возражениями, которые будут неотъемлемой частью акта проверки.
Если Вы не согласны с решением госоргана регионального уровня, Вы имеете право в досудебном порядке обратиться с жалобой в центральный орган государственной власти, которому подчиняется территориальный орган. Даже если решение не будет отменено центральным органом, Вам должен быть направлен ответ с разъяснением причин неудовлетворения жалобы, что позволит выяснить аргументацию госоргана, с которой он будет отстаивать свою позицию в суде. Обратиться в суд Вы имеете право в течение трех месяцев после получения ответа на жалобу.
Жалоба в центральный орган исполнительной власти, которому подчиняется соответствующий территориальный госорган, обязательно должна содержать: полное название и адрес органа, решение которого обжалуется; Ваши полные данные (название предприятия или ФИО, адрес, контактный телефон); реквизиты обжалуемого решения (полное название решения, его номер и дата). Далее следует подробно обосновать обстоятельства, подтверждающие незаконность решения. Текст жалобы заканчивается просьбой отменить решение и сообщить о результатах рассмотрения жалобы. В жалобе также указывается ее дата и данные лица, подписавшего жалобу.
Если Вы решили обжаловать решение, действие или бездействие госоргана в суде, в этом случае лучше обратиться к адвокату за профессиональной правовой помощью. Ведь даже перспективное дело можно проиграть в суде, не имея опыта участия в рассмотрении дел в суде и не зная процессуального законодательства, регулирующего порядок осуществления судопроизводства (например, пропустить важный процессуальный срок, после которого нельзя будет подать важные доказательства или обжаловать решение суда первой инстанции в апелляционном суде).
По общему правилу исковое заявление по поводу обжалования решений, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица подается по выбору истца в административный суд по месту нахождения (жительства) истца или в административный суд по местонахождению ответчика — государственного органа, кроме случаев, определенных Кодексом административного судопроизводства.
Упомянутые должностные лица не имеют права по своему усмотрению ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий, отдельных производств. С этой целью они обязаны обратиться в суд с иском о применении такого ограничения или приостановления.
Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица по общему правилу устанавливается шестимесячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или интересов со стороны органов государственной власти. Исключение в отношении других сроков обращения в административный суд установленные Кодексом административного судопроизводства Украины.