Необходимость обжалования налогового уведомления-решения, сокращенно – ППР, возникает обычно после проводимой налоговым органом проверки. Ранее на определенные виды налоговых проверок был установлен мораторий, но с начала 2024 активные проверки налогоплательщиков возобновлены. Поэтому если вы читаете эту страницу, то, скорее всего, вы уже столкнулись с налоговой проверкой и ее последствиями в виде соответствующего решения налогового органа.
В соответствии с действующим законодательством в ППР должны указываться суммы денежных обязательств и штрафных санкций, начисленных по результатам проведенной проверки.
Так что, если вы не согласны с выводами налогового органа, изложенными в акте, или с суммами обязательств и штрафных санкций, вы имеете право на обжалование ППР в Киеве или другом городе, в административном или судебном порядке, независимо от того, являетесь ли вы ФЛП, или юридическим лицом.
Административная процедура обжалования ППР предусматривает подачу жалобы на решение налоговой в контролирующий орган высшего уровня.
Обжалование ППР в судебном порядке заключается в обращении в соответствующий административный суд с иском о признании такого решения налоговой противоправным и его отмене.
В настоящее время предприятия в Киеве и Киевской области должны подавать такой иск в Киевский окружной административный суд.
Иск об отмене ППР в Днепре подается в Днепропетровский окружной административный суд.
Следует знать, что налогоплательщик может не уплачивать начисленные налоговым органом суммы обязательств пока продолжается процедура обжалования налогового уведомления-решения. Такое обязательство считается несогласованным и ответственность за его невыполнение не наступает. Поэтому своевременное подача жалобы или иска на налоговое уведомление-решение очень важно.
Сроки обжалования ППР зависят от выбранной процедуры и других обстоятельств. Так, жалоба на налоговое уведомление решения в административном порядке должна быть подана в течение десяти дней после его получения.
Срок обжалования ППР в суд зависит от того, обращались ли перед этим с жалобой на это решение. Если ранее подавалась жалоба по административной процедуре и она не принесла желаемого результата, то иск об отмене ППР следует подать в суд в течение месяца после рассмотрения жалобы и получения соответствующего решения. Если жалоба на ППР не подавалась, то обжаловать ППР в суд можно в течение трех месяцев после его получения.
Акцентируем внимание, что указанные сроки для обращения в суд с иском об отмене ППР являются максимальными. Но лучше всего обращаться в суд именно в десятидневный срок с даты получения ППР или решения по результатам рассмотрения жалобы. Тогда рассчитанное по результатам проверки налоговое обязательство несомненно не будет считаться согласованным и налогоплательщик может быть полностью защищен от рисков, связанных с возникновением налогового долга и последующим арестом активов.
Следовательно, правильное и оперативное обжалование решения налоговой по результатам проведенной проверки является залогом стабильной работы бизнеса и освобождения от уплаты безосновательно начисленных налоговых обязательств. В то же время, как можно увидеть, подача жалобы на ППР или иск в суд требует глубоких и детальных знаний налогового законодательства и административного судебного процесса.
Налоговые адвокаты АО «ВИННЕРЛЕКС» имеют большой опыт защиты прав и интересов налогоплательщиков от безосновательных ППР по результатам налоговых проверок.
В случае соответствующего обращения клиента адвокаты АО «ВИННЕРЛЕКС»:
- проведут оперативный анализ ППР, акта проверки и первичной документации;
- определят перспективы отмены ППР;
- определят сроки, оптимальные процедуры и этапы обжалования;
- предоставят детальную консультацию по оптимальной процедуре и срокам обжалования;
- составят жалобу в налоговый орган высшего уровня;
- осуществят полную защиту ваших интересов в административном суде от составления и подачи искового заявления до участия в судебных заседаниях и получения судебного решения.
В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания, получения акта (справки) проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием таких лиц по местонахождению, должностные лица контролирующего органа составляют соответствующий акт, удостоверять выше приведенные факты. Отказ от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить денежные обязательства, определенные контролирующим органом по результатам проверки.
В случае, когда налогоплательщик в своей жалобе или возражении ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки, то ГНС Украины своим приказом может назначить внеплановую проверку по вопросам, которые стали предметом обжалования.
Очень важно соблюдать установленные сроки для направления возражения на акт проверки или жалобу на налоговое уведомление-решение, ведь Налоговый кодекс не допускает направление документов позже разрешенных сроков.
В случае непосредственной подачи возражений в канцелярию контролирующего органа необходимо получить отметку о получении от такого органа на втором экземпляре возражений. При отправке возражения по почте нужно направлять документы ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Сроки для подачи возражения и / или дополнительных документов — 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Адресат представления — контролирующий орган, который проводил проверку ЧП. Срок рассмотрения возражения — в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указанные в замечаниях).
Для обжалования налогового уведомления-решения нужно обращаться в административный суд, причем по выбору истца (то есть субъекта хозяйствования, который оспаривает налоговое уведомление-решение) иск может быть подан: в административный суд по месту нахождения истца (месту жительства); в административный суд по месту нахождения ответчика (то есть органа ГНС, чье налоговое уведомление-решение обжалуется).
Адреса и реквизиты административных судов можно узнать на официальном сайте Судебной власти Украины.
Для обращения в административный суд с иском следует руководствоваться нормами ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины, в котором предусмотрено, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Однако в ч. 3 ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины указано, что другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд. В сфере налогообложения таким законом является Налоговый кодекс Украины.
Так, согласно п. 56.19 Налогового кодекса Украины, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение органа ГНС в любой момент после получения такого решения с учетом сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК (т.е. в течение 1095 дней). Строк давности в 1095 дней исчисляется со дня получения налогоплательщиком обжалуемого налогового уведомления-решения.