Налоговые споры являются действенным способом защиты прав бизнеса в судебном порядке от решений или действий налоговой.
Например, при проведении проверок налоговики в силу своей фискальной функции часто пытаются определить в акте максимальные доначисления налогов. При этом оценка хозяйственной деятельности налоговыми органами может основываться не на нормах законодательства, а на внутренних предписаниях, домыслах и предположениях. К тому же, неоднозначность норм налогового законодательства вызывает различное толкование их содержания налогоплательщиками и налоговыми органами. Как следствие, в таких ситуациях — суд с налоговой является единственной альтернативой уплате неправомерно доначисленных налоговых обязательств и штрафных санкций.
Адвокатское объединение WinnerLex – ваш надежный адвокат по налоговым спорам. Каждый налоговый адвокат нашего объединения имеет многолетний опыт юридической защиты бизнеса различных сфер и видов деятельности. Мы неоднократно выигрывали налоговые споры для наших клиентов и освобождали их от уплаты доначислений налоговой, суммы которых достигали сотен миллионов гривен.
Налоговые адвокаты АО WinnerLex имеют положительный опыт в решении налоговых споров различных категорий, в частности, по отмене и признанию противоправными:
- налоговых уведомлений-решений по доначислению налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, земельного налога, налога на доходы физических лиц, налога на недвижимое имущество, транспортного налога и т.д.
- приказов на проведение налоговых проверок (плановых / внеплановых).
- решений об отказе в регистрации налоговых накладных.
- налоговых требований.
- решений об аресте имущества налогоплательщиков.
- налоговых уведомлений-решений об отказе в бюджетном возмещении НДС.
- решений об аннулировании регистрации плательщиков НДС.
- негативных индивидуальных налоговых консультаций.
В соответствии с действующим законодательством налоговые споры юридических лиц Киева, Киевской и Днепропетровской областей рассматриваются, соответственно, окружным административным судом Киева, Киевским и Днепропетровским окружными административными судами.
Также в Киеве и Днепре расположены и апелляционные административные суды, которые пересматривают решения окружных административных судов в порядке апелляционного производства.
Постоянные офисы нашего Адвокатского объединения расположены в Киеве и Днепре в непосредственной близости к окружным, апелляционным административным судам, а также к Верховному Суду. В результате наши адвокаты по налоговым спорам более эффективно, оперативно и с меньшими расходами могут осуществлять представительство интересов предприятий Киевской и Днепропетровской областей в судах всех инстанций.
Налогоплательщик имеет право оценить наличие оснований для проведения налоговой проверки и не допустить ее, если считает, что на проверку нет достаточных оснований. Поэтому перед допуском стоит проверить направление, приказ о проведении, копию которого работники контролирующего органа обязаны предоставить, и удостоверение работников. Если вы решили не допускать инспекторов к проведению проверки, они должны составить акт о недопуске и получить вашу подпись.
Налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, расчета, отчета и / или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, — за днем ее фактического представления.
В случае допуска проверяющих к проверке необходимо сразу составить и подать в суд административный иск о признании противоправным и отмене приказа о проведении проверки (для создания «спора о праве»), чтобы не допустить применения контролирующим органом административного ареста имущества налогоплательщика.
Контролирующий орган вправе проводить плановую проверку предприятия только в случае, если такое предприятие внесено в план проверок на соответствующий год. План-график документальных плановых проверок на текущий год должен быть обнародован на сайте ГНС (в разделе «Планы и отчеты работы») не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения проверки (п. 77.1 НК).
В соответствии с действующим законодательствомналоговые споры рассматриваются административными судами. По выбору налогоплательщика (истца) иск может быть подан или в административный суд по месту нахождения истца (месту жительства) или в административный суд по месту нахождения ответчика – налогового органа.
Так, иск к налоговой от компаний из Киева должен подаваться в Окружной административный суд Киева. Споры с налоговой предприятий Киевской области рассматриваются Киевским окружным административным судом.
Налоговые споры предприятий Днепра и Днепропетровской области рассматривает Днепропетровский окружной административный суд.
Налоговые адвокаты АО «WinnerLex» работают и в Киеве, и в Днепре. Это дает нам возможность максимально эффективно и оперативно выполнять все процессуальные действия в интересах клиента, когда рассматриваются налоговые споры.
Судебный сбор – это установленная государством официальная плата за обращение в суд с налоговой или в случае других судебных споров.
Размер судебного сбора за налоговые споры составляет:
- за подачу иска имущественного характера (например, обжалование налогового уведомления-решения):
— юридическим лицом — 1,5 процента цены иска, но не менее 1 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц и не более 10 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, то есть от 2 102 гривен до 21 020 гривен;
— физическим лицом или физическим лицом-предпринимателем — 1 процент цены иска, но не менее 0,4 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц и не более 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, то есть от 840,80 гривен до 10 510 гривен.
- за подачу иска неимущественного характера (например, обжалование решения налоговой об отказе в регистрации налоговой накладной, признание противоправной бездеятельностии налоговой):
— юридическим лицом — 1 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, то есть 2 102 гривны, за подачу иска неимущественного характера физическим лицом
— физическим лицом или физическим лицом-предпринимателем — 0,4 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, то есть 840,80 гривен.
Действующее законодательство предусматривает возможность возмещения судебных издержек за счет проигравшей в суде стороны.
Удовлетворяя иск к налоговой, суд одновременно решает вопрос возмещения предприятию судебного сбора за подачу этого иска.
Обратившись в АО WinnerLex, предприятие получает реальную возможность компенсировать понесенные расходы на юридические услуги при удовлетворении иска.
Суды неоднократно возмещали нашим клиентам судебные расходы в полном объеме. Основанием для этого служат прозрачные финансовые отношения с клиентом – оплата наших услуг производится по безналичному расчету на основании договора. Кроме того, мы готовим для суда с налоговой весь пакет необходимых документов, для обоснования расходов клиента.
Сроки обращения в суд с иском к налоговой отличаются в зависимости от того, какой спор с налоговой будет рассматриваться.
По общему правилу, иск к налоговой может подаваться в следующие сроки:
- шесть месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов;
- три месяца со дня вручения налогоплательщику решения по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действие или бездействие налогового органа (если налогоплательщик воспользовался процедурой административного обжалования).
Для обращения в суд к налоговой с иском о признании неправомерными налоговых уведомлений-решений, а также при отказе зарегистрировать налоговые накладные действующее законодательство предусматривает иные сроки. О них подробнее можно узнать на страницах этого сайта «Обжалование результатов проверок» и «Разблокировка налоговых накладных».
Получив акт налоговой проверки с описанием якобы допущеных нарушений, некоторые предприятия пытаются обратиться в суд с налоговой для его обжалования.
Однако рассматривая налоговые споры, суды давно сформировали правовую позицию, согласно которой нельзя обжаловать акт проверки. Суды исходят из того, что акт налоговой проверки является лишь документом-носителем доказательной информации о выявленных нарушениях. Но выводы, которые в нем указываются, сами по себе не порождают для налогоплательщика негативных последствий. Поэтому если подать иск к налоговой о признании неправомерным акта налоговой проверки, в таком иске будет отказано.
В то же время, можно инициировать налоговые споры о признании неправомерными налоговых уведомлений-решений, вынесенных на основании акта налоговой проверки.