Государственный надзор или контроль является одним из основных видов деятельности органов исполнительной власти, направленный, во-первых, на выявление нарушения требований законодательства субъектами хозяйствования, и это особенно касается фискальных органов и органов Гоструда, а во-вторых, на обеспечение интересов общества, в частности в вопросах, касающихся надлежащего качества продукции, работ и услуг, безопасности населения.
Мерами государственного надзора или контроля являются плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые путем проведения проверок, ревизий, осмотров, обследований и других действий. А учитывая то, что ІТ бизнес – это бизнес с виртуальными продуктами, это наличие виртуального офиса и сотрудников, работающих на расстоянии, то именно эти факторы во время проверок делают его высоко рискованным.
Вообще, по состоянию на сегодняшний день значительная часть штрафов субъектов хозяйствования ІТ сферы приходится на долю проверок фискалов и органов Гоструда.
Так, уже почти классическим основанием для доначисления денежных обязательств и, как следствие, применение штрафных санкций к IT-компаниям, является установление факта, что персонал работает не в рамках трудовых отношений, а по гражданско-правовым договорам или непризнания налоговым органом факта осуществления хозяйственных операций с контрагентами из сферы ІТ-бизнеса.
Итак, пока настоящий диалог бизнеса и контролирующих органов не налажен в нашей стране, то актуальными остаются вопросы правовой защиты от злоупотреблений со стороны контролирующих органов при осуществлении ими государственного надзора (контроля). В связи с указанными обстоятельствами существенно повышается роль квалифицированной юридической помощи ІТ-бизнеса.
Профессионалы АО WinnerLex имеют богатый практический опыт работы в сфере ІТ, выстроили собственную систему качественного юридического сопровождения
ІТ-бизнеса с максимальным положительным результатом для клиента.
- консультирование по поводу мероприятий государственного надзора, которые осуществляются контролирующими органами;
- минимизация рисков налоговой переквалификации ФЛП-ей у штатных работников;
- подбор эффективного способа защиты от проверок контролирующих органов на любом ее этапе;
- юридическое сопровождение проверок Гоструда;
- юридическое сопровождение налоговых проверок;
- обжалование результатов проверок контролирующих органов до высших органов в административном порядке;
- обжалование результатов проверок контролирующих органов в судебном порядке;
- налоговое структурирование ІТ-бизнеса.
В случаях, предусмотренных законодательством, перед началом осуществления внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю фирмы или другому уполномоченному лицу, физическому лицу — предпринимателю, кроме документов, предусмотренных Законом «О основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», дополнительно копию согласования центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере государственного надзора (контроля), либо соответствующего государственного коллегиального органа на проведение такой проверки.
Внеплановое мероприятие по обращению физического лица о нарушении, что повлекло вред его правам, законным интересам, здоровью, окружающей среде или безопасности государства, осуществляется исключительно по согласованию центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере государственного надзора (контроля). Субъекты хозяйствования имеют право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), если они не предъявили такие документы.
Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля).
Во избежание штрафов за неоформленных работников в случае попытки переквалификации контролирующими органами гражданско-правовых отношений в трудовые, необходимо различать эти два вида отношений в ІТ-сфере. Гражданско-правовой договор отличается от трудового тем, что в гражданско-правовом не существует понятия «заработная плата», вместо нее – награда, которая согласовывается обеими сторонами. Следует отметить, что украинское законодательство не имеет ограничений относительно установления размера вознаграждения по гражданско-правовому договору, поэтому он может быть любым. Главное отличие гражданско-правового договора от трудового в том, что по гражданско-правовому договору оплата производится не за сам процесс труда, а за его результат. Также советуем, в случае выполнения работ/оказания услуг в сфере ІТ по гражданско-правовому договору результаты работы описывать в акте оказанных работ/услуг и подписывать его заказчиком и исполнителем.
Да, существуют.
Согласно п.26-1 подраздела 2 Переходных положений НК Украины временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке программной продукции.
Для целей этого пункта к программной продукции относятся:
- результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов;
- криптографические средства защиты информации.
Из анализа приведенной нормы усматривается, что от налогообложения НДС освобождаются, в частности, операции по поставке операционных систем, системных, прикладных, развлекательных, учебных программ и их компонентов.
Следовательно, услуги по поддержке программного обеспечения и работы по настройке программного обеспечения освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что такие услуги являются составляющей поставки программной продукции, а также освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг/выполнения работ, в результате предоставления/выполнения которых происходят какие-либо изменения в программной продукции (в т. ч. обновление, усовершенствование, модернизация).
В соответствии с подпунктом 14.1.225 статьи 14 НК Украины, роялти — это любой платеж, полученный как вознаграждение за использование или за предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности, а именно на любые литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео — или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио — или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, других аудиовизуальных произведений, любые права, охраняемые патентом, любые зарегистрированные торговые марки (знаки на товары и услуги), права интеллектуальной собственности на дизайн, секретные чертежи, модель, формулу, процесс, права интеллектуальной собственности на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).
Подпунктом 196.1.6 пункта 196.1 статьи 196 НК Украины установлено, что не являются объектом налогообложения операции, в частности по выплатам дивидендов, роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг, которые осуществляются эмитентом.
Да, можно.
Однако стоит знать, что налогоплательщик, который считает нарушенным порядок и основания назначения налоговой проверки в отношении него, должен защищать свои права путем недопуска должностных лиц контролирующего органа к такой проверке, при этом, если же допуск к проведению проверки состоялся, в дальнейшем предметом рассмотрения должна быть только суть выявленных нарушений налогового и другого законодательства, соблюдение которого контролируется контролирующими органами. Иски налогоплательщиков, направленные на обжалование действий контролирующих органов при проведении проверок, могут быть удовлетворены лишь в том случае, если к моменту вынесения судебного решения не произошло допуска должностных лиц контролирующего органа к спорной проверке. Именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик может поставить вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от безосновательного и необоснованного осуществления налогового контроля в отношении себя, в то же время, допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении налоговой проверки.