Любой бизнес начинается с идеи. Предпринимательская деятельность представляет собой процесс принятия решений и совершения действий по воплощению бизнес-идеи в жизнь. В современной быстро меняющейся рыночной и политической ситуации в стране почти невозможно добиться положительных результатов от хозяйственной деятельности без планирования конкретных действий по реализации бизнес-операции и прогнозирования ее будущих результатов.
Поэтому оптимальным вариантом является ведение предпринимательства на основе бизнес-плана. Например, если Вы планируете построить производственную линию по изготовлению определенной продукции, Вы должны продумать, будете ли привлекать оборотные средства в качестве кредита в банке, или будете вести бизнес единолично или совместно с партнерами. Также встанет вопрос о приобретении оборудования для производства, покупке или аренде производственного помещения, прием на работу работников и выплате им зарплаты и обеспечения безопасных условий труда, об уплате налогов. Понятно, что все перечисленные выше вопросы, кроме бизнес составляющей, требуют совершения юридически значимых действий. Так, привлечение средств у банка требует заключения кредитного договора и договора об обеспечении исполнения обязательства по кредиту – договора ипотеки, поручительства. Взаимоотношения с бизнес-партнерами, как порядок принятия совместных решений или распределение прибыли, должны быть урегулированы в уставе создаваемого предприятия. Приобретение оборудования требует заключения договора купли-продажи. Для аренды производственного помещения нужно заключить соответствующий договор аренды. Прием на работу работников, которые будут производить продукцию, будет связан с составлением трудовых договоров, охраной труда, выплатой зарплаты и уплатой налогов.
А еще отдельные виды хозяйственной деятельности требуют предварительного согласования с теми или иными госорганами, получения лицензий и разрешений. Следовательно, реализация ни одного масштабного бизнес-проекта не обойдется без взятия во внимание определенных ограничений и особенностей, предусмотренных сразу несколькими отраслями права, как пример, одновременного учета правил, предусмотренных хозяйственным, банковским и налоговым правом. Поэтому каждый бизнес-план должен быть подкреплен разработанным под этот план правовым алгоритмом работы, поскольку заблаговременно юридически проработана стратегия бизнеса является необходимой составляющей для нивелирования рисков и успешного внедрения бизнес-идеи.
Отличительной особенностью АО WinnerLex является бизнес-ориентированность — мы обслуживаем исключительно бизнес. Нашими клиентами являются компании разной специализации: торговля, производство, экспорт сельскохозяйственной продукции, импорт, инвестиции, строительство, металлургия, банковское дело, стратегическое планирование, IT-сфера, аудиторские услуги, модельный бизнес.
Предоставляя юридическое сопровождение стартапа, мы готовы поделиться своими знаниями и накопленным опытом, предоставить ответы на юридические вопросы, создание и ведение бизнеса, при этом учитывая присущие конкретному виду деятельности юридические особенности и правовые оговорки.
Обратившись к нам, Вы обезопасите себя от возможной вынужденной необходимости перестраивать схемы работы вновь созданного бизнеса в авральном режиме из-за отсутствия своевременной осведомленности о юридических нюансах конкретного вида бизнеса.
- юридические проработки различных вариантов деятельности компании с предоставлением оптимальной правовой схемы работы конкретного бизнеса;
- предоставление рекомендаций по корпоративной структуре компании (оформление отношений между собственниками);
- анализ разрешительной составляющей бизнеса (необходимость получения лицензий, сертификатов, разрешений);
- подбор оптимальной системы налогообложения;
- подбор соответствующей организационно-правовой формы компании (общество с ограниченной ответственностью, частное предприятие, акционерное общество);
- составление необходимых уставных документов, характерных для определенной хозяйственной деятельности;
- юридическое консультирование относительно процедуры создания бизнеса;
- проведение регистрации предприятия;
- составление юридического алгоритма осуществления различных видов сделок;
- составление всех видов договоров, необходимых для ведения бизнеса;
- составление внутренней документации предприятия (трудовые и коллективные договоры, внутренние инструкции и положения).
Для регистрации нового предприятия сначала нужно определиться с организационно-правовой формой, названием, местонахождением, КВЭД (видом экономической деятельности), размером уставного капитала и его распределением между участниками юридического лица, и с лицом, которое будет руководителем предприятия. На следующем этапе необходимо подготовить и подать соответствующий пакет документов для проведения государственной регистрации создания юридического лица. Сразу после подачи документов регистратор обязан предоставить описание представленных индивидуальных документов, на котором есть код доступа, по которому на сайте Министерства юстиции Украины — https://usr.minjust.gov.ua/content/free-search после государственной регистрации, можно загрузить выписку и устав.
Выбирая между различными организационно-правовыми формами создаваемого предприятия следует учитывать, что минимальный размер уставного капитала акционерного общества составляет 1250 минимальных заработных плат исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания (регистрации) акционерного общества, а минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в настоящее время законом не предусмотрен.
Если Вы решили реорганизовать свое предприятие путем слияния, присоединения или разделения, помните, что контролирующими органами будет проведена документальная внеплановая проверка предприятия, которое реорганизуется. Следовательно, в таком случае как минимум будет необходимо принять меры для приведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии в соответствие с требованиями законодательства.
На стадии начала переговоров между продавцом бизнеса и покупателем, последний чаще всего лишь в общих чертах представляет реальный состав активов продавца, правильность их юридического оформления, финансовые показатели деятельности, состояние кредиторской и дебиторской задолженности. Поэтому на этом этапе сторонам важно согласовать «дорожную карту» – базовые условия предстоящей процедуры по продаже и покупке бизнес-активов. В частности, следует прийти к взаимному согласию с таких элементов:
— ориентировочная стоимость активов, их состав, количественные и другие существенные параметры бизнеса или активов;
— планируемая структура основной сделки купли-продажи активов, приблизительные сроки заключения и реализации такого соглашения;
— информация (документы), которая будет предоставляться покупателю, о бизнесе (корпоративные права, активы и пассивы, другая важная для покупателя информация), в каком объеме и в какие сроки;
— согласование контактных лиц с обеих сторон, ответственных за подготовку соглашения, предоставления документов для проведения юридической, бухгалтерской и налоговой проверки.
Такая договоренность сторон по результатам переговоров может быть оформлена в письменном виде, например, протоколом о намерениях.
Перед осуществлением любой операции, связанной с приобретением корпоративных прав на предприятие, покупкой недвижимого имущества коммерческого или производственного назначения, необходимо осуществить правовую экспертизу ситуации вокруг этих прав или имущества (так называемый due diligence) – проверить правомерность приобретения собственности на эти права или имущество текущим владельцем, выяснить наличие судебных споров вокруг таких объектов. Это позволит еще до совершения операции обнаружить и взвесить имеющиеся юридические риски.
Время, необходимое на разработку каждого правового алгоритма зависит от сложности и объема бизнес-вопроса, для воплощения которого необходимо подготовить такой алгоритм. Конечно, что правовой алгоритм на воплощение отдельной хозяйственной операции, например приобретение у банка заложенного недвижимого имущества, будет освещать меньше вопросов и требовать меньше времени для подготовки, чем правовой алгоритм по организации с нуля сельскохозяйственного производственно-торгового предприятия.
В ходе разработки правовой бизнес-модели осуществляется создание системы корпоративного управления с целью защиты прав собственников бизнеса, а также составление уставных документов компании с учетом целей и специфики ее деятельности. Юристы помогут подобрать оптимальную систему налогообложения (общая или упрощенная система согласно требованиям действующего законодательства Украины и в зависимости от выбранного вида предпринимательской деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования).
Также возможна юридическая экспертиза и предоставление консультаций по реструктуризации уже существующей корпоративной структуры (внесение изменений в уставные документы, изменение размера уставного капитала, наименования, местонахождения, переизбрание органов управления, открытие и закрытие филиалов и представительств).
Разработка правовой бизнес-модели также включает сопровождение создания и регистрации юридических лиц или же наоборот — ликвидацию по определенным причинам уже существующих юридических лиц: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных предприятий, кооперативов, общественных организаций.
Услуги по разработке правовой бизнес-модели необходимы тем, кто только решил открыть свое дело. Наши юристы, выслушав и проанализировав все представления Клиента о его будущем бизнесе, опираясь на нормы законодательства и юридическую практику, помогут подобрать наиболее подходящую организационно-правовую форму предприятия: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, частное предприятие или же иную, предусмотренную действующим законодательством (Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О кооперации»).
Также необходимо серьезно подойти к выбору видов деятельности предприятия. С их полным перечнем можно ознакомиться в Классификаторе видов экономической деятельности, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 № 457. От выбора вида экономической деятельности, в том числе будет зависеть система налогообложения. Следующий этап — проведение всех необходимых действий, общих собраний, подготовка учредительных документов и заявлений, их представление государственному регистратору. Данный вопрос регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».
Услуги по разработке правовой бизнес-модели могут быть полезны и уже зарегистрированным предприятиям, которые еще не до конца определились с системой налогообложения или хотят осуществить оптимизацию налогообложения, размышляют над решением других юридических вопросов, как пример, над внесением изменений в документацию о деятельности предприятия (изменение организационно-правовой формы или видов деятельности, смена наименования или руководителя).