Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться, соперничать) является неотъемлемым признаком рыночной экономики, ведь конкурентная борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг является двигателем прогресса и экономическим законом рыночного хозяйства. При этом между участниками рынка должны обеспечиваться требования честной и добросовестной конкуренции, так как честная рыночная конкуренция, прежде всего, заключается в реализации качественных товаров или оказании квалифицированных услуг за меньшую, чем у конкурентов, стоимость или с дополнительными преимуществами.
В Украине деятельность украинских и иностранных компаний должна соответствовать нормам конкурентного законодательства и требованиям Антимонопольного комитета Украины. Антимонопольное законодательство Украины состоит из небольшого количества нормативных актов, что на практике может вызвать различную трактовку правомерности поведения участников рынка и риски привлечения к ответственности. Несоблюдение норм антимонопольного законодательства Украины влечет серьезную ответственность в виде штрафов, которые налагаются органами АМКУ в размере до 10% от дохода (выручки) за последний отчетный год.
Другими факторами, которые могут повлечь негативные последствия для ведения бизнеса, являются недобросовестные действия конкурентов и необоснованные решения антимонопольных органов.
Учитывая размер возможных санкций особенно важным является предоставление надлежащей правовой оценки деятельности компании, или возможным изменениям деятельности, которые планируются. Заблаговременное получение профессиональной юридической консультации по антимонопольному праву позволит определить возможные проблемные моменты в деятельности компании или планируемых действиях, и избежать совершения действий, которые могут привести к наложению штрафов в будущем. Правовые заключения по антимонопольным вопросам включают в себя: аналитические услуги для бизнеса, консультации по конкурентному/антимонопольному праву, определение стратегии, анализ рисков, правовое заключение.
- Аналитические услуги:
- анализ положения субъекта хозяйствования на рынке
- определение влияния на рынок запланированных действий субъекта хозяйствования
- определение доли на региональном или общегосударственном рынке субъекта хозяйствования
- анализ монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке
- анализ деятельности субъектов хозяйствования с целью определения доминирующего положения
- анализ договоров клиента с целью выявления возможного злоупотребления монопольным (доминирующим) положением
- Консультационные услуги по конкурентному и антимонопольному праву:
- проведение всестороннего юридического анализа прошлых и планирование будущих действий субъектов хозяйствования по вопросам соблюдения требований конкурентного и антимонопольного законодательства
- предоставление консультаций относительно возможности осуществления как отдельных действий субъекта хозяйствования, так и формирование общей стратегии его поведения в рамках действующего конкурентного и антимонопольного законодательства
- разработка комплекса действий по устранению недостатков уже осуществленных операций субъектами хозяйствования
- анализ коммерческих сделок и процесса осуществления любого согласованного конкурентного поведения субъектов хозяйствования относительно соответствия требованиям конкурентного и антимонопольного законодательства Украины
- юридический анализ создания группы субъектов хозяйствования и структурных изменений отношений контроля таких субъектов
- юридический анализ рекламных кампаний субъекта хозяйствования с целью приведения их в соответствие с требованиями конкурентного и антимонопольного законодательства
- юридический анализ действий конкурентов субъекта хозяйствования
- предоставление информации об антимонопольном законодательстве и принципах действий органов АМКУ
- анализ соблюдения правил конкуренции
- структурирование, анализ и подготовка торговых договоров (дистрибуция, совместная коммерческая деятельность, и т. п);
- вопросы согласованной деятельности на рынке.
- Разработка стратегий:
- разработка и/или оптимизация стратегии поведения субъекта хозяйствования в отношениях и во время взаимодействия с Антимонопольным комитетом Украины
- разработка стратегий по устранению и минимизации рисков, связанных с нарушением конкурентного и антимонопольного законодательства, произошедших ранее, или с существующими нарушениями
- разработка стратегий по минимизации правовых рисков, связанных с запланированным субъектом хозяйствования соглашениями.
- Анализ рисков:
- определение и анализ потенциальных рисков в уже реализованных проектах и запланированных действиях субъекта хозяйствования
- формирование стратегической схемы поведения и управления такими рисками
- проведение анализа соглашений и договоров субъекта хозяйствования относительно возможных нарушений конкурентного и антимонопольного законодательства
- проведение анализа писем, запросов и любых иных документов, полученных субъектом хозяйствования от Антимонопольного комитета Украины
- проведение анализа действий и поведения Антимонопольного комитета Украины в отношении субъекта хозяйствования.
- Правовые заключения:
- относительно необходимости получения разрешения на концентрацию в органах Антимонопольного комитета Украины
- анализ и приведение договоров в соответствие с Типовыми требованиями вертикальных согласованных действий субъектов хозяйствования относительно поставки и использования товаров относительно правомерности и порядка проведения или участия в тендерных процедурах с возможностью эффективного юридического сопровождения участников такого процесса
- анализ информационных запросов АМКУ с целью составления ответов на них
- правовые заключения относительно перспектив обжалования решения, вынесенного органами АМКУ не в пользу субъекта хозяйствования относительно правомерности привлечения к ответственности в виде наложения штрафа.
Система обжалования решений органов АМКУ построена таким образом, что последняя точка в споре зависит именно от суда. Поэтому качественный мониторинг имеющихся правовых позиций и правильное применение соответствующих норм материального права может быть заданием для правового заключения по любому антимонопольному вопросу и основанием для обращения к специалистам в области права.
Качественное правовое заключение позволит определиться с перспективой судебной защиты в споре с АМКУ, поскольку антимонопольные органы вынуждены учитывать позиции судов при осуществлении своей деятельности относительно выявления и доказывания нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.
Независимо от решения, которое будет принято по результатам рассмотрения дела антимонопольным органом, целесообразно после получения копии представления с предварительными выводами по делу осуществить ознакомление с его материалами.
Антимонопольное законодательство предусматривает совершение действий в определенные сроки, окончание которых, как правило, не подлежит восстановлению. Особенно это важно в случае обжалования или пересмотра вынесенного решения.
По предписаниям части первой статьи 59 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» основаниями для изменения, отмены или признания недействительными решений органов Комитета являются:
- неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела и которые признаны установленными;
- несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Нет. Конкурентное законодательство не ставит применение предусмотренной им ответственности за нарушение этого законодательства в зависимость от наличия у субъекта хозяйствования вины в любой форме.
Нет. Нарушение органами Антимонопольного комитета Украины определенной законом компетенции этих органов в принятии ими решений должно иметь следствием признание хозяйственным судом соответствующих решений недействительными.