Таможенный пост-аудит представляет собой форму контроля, которую осуществляют контролирующие органы уже после завершения таможенного оформления товаров для проверки правильности и достоверности данных, указанных в таможенных декларациях, с помощью изучения бухгалтерских документов, счетов, систем управления бизнесом.
Во исполнение требований Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (так называемая Киотская конвенция) была принята новая редакция Таможенного кодекса Украины, который урегулировал вопросы осуществления таможенного аудита.
Основными направлениями пост-таможенного контроля являются:
- правильность определения базы налогообложения, своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;
- правильность определения таможенной стоимости;
- правильность классификации товаров согласно УКТ ВЭД;
- обоснованность и законность получения льгот и освобождения от налогообложения.
Пост-аудит в таможенном деле осуществляется в форме документальных проверок, которые, в свою очередь, делятся на выездные и невыездные.
Следует отметить, что контролирующим органам при проведении документальных выездных проверок для выяснения вопросов, связанных с проверкой, предоставляется широкий спектр прав, что, в свою очередь, создает дополнительные риски для злоупотреблений, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия. Так, должностные лица контролирующих органов во время выездной проверки имеют право:
- осуществлять проверку денежных, финансовых и бухгалтерских документов, отчетов, контрактов, деклараций, калькуляций, других документов, которые могут быть связаны с операциями по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров за пределы таможенной территории Украины;
- проводить осмотр производственных, складских, торговых и других помещений предприятия, что проверяются;
- отбирать пробы или образцы товаров;
- проводить контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции, контрольные запуски в производство сырья и материалов, которые находились или находятся под таможенным контролем или использовались проверяемым предприятием, в производстве готовой продукции, изготовленной из сырья и материалов, помещенных в соответствующий таможенный режим, или назначать проведение указанных действий уполномоченными экспертами; назначать проведение уполномоченными экспертами контрольных обмеров объемов строительных, монтажных, ремонтных и других работ;
- требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, которые находились или находятся под таможенным контролем или использовались этим предприятием вместе с товарами, которые были помещены в соответствующий таможенный режим, а в случае отказа от проведения такой инвентаризации — обращаться в суд с требованием обязать предприятие, которое проверяется, до проведения указанной инвентаризации;
- в случае недопущения должностных лиц к проведению осмотра территорий и производственных, складских, торговых или иных помещений, осуществлении контрольных анализов — обращаться в суд с представлением о приостановлении расходных операций предприятия на счетах такого предприятия путем наложения ареста на средства и другие ценности такого предприятия;
- составлять протоколы о нарушении таможенных правил;
- определять суммы налоговых обязательств;
- получать от страховых компаний и банковских учреждений информацию о порядке и объеме, определенных законом;
- накладывать на время выяснения вопросов, подлежащих проверке, таможенное обеспечение на компьютеры, сейфы (шкафы), архивы и другие места, где хранятся документы, в том числе в электронной форме, необходимые для проведения проверки, а также на складские, производственные, торговые помещения, если существует вероятность несанкционированного изъятия, уничтожения, подмены, изменения состояния или качественных характеристик товаров, которые находятся в этих помещениях, что может иметь влияние на принятие решения по результатам проверки.
Учитывая наличие вышеперечисленных рычагов при осуществлении таможенного пост-аудита, которые могут привести даже к полной парализации деятельности предприятия, эффективно противодействовать контролирующим органам в таком случае может только опытный адвокат, специализирующийся на обжалование результатов пост-аудита.
предоставление консультаций по поводу проведения проверок и относительно правовых последствий и порядка обжалования налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам пост-аудита;
предоставление правовой помощи во время проведения проверок;
обжалование НУР, принятых по результатам пост-аудита;
представительство интересов в судах всех инстанций;
обжалование решений, действий или бездействия контролирующих органов по поводу доначисления денежных обязательств и применения штрафных санкций;
обжалование решений, действий или бездействия контролирующих органов по поводу определения кода товара по УКТВЭД;
составление запросов, жалоб, заявлений и других документов правового характера с целью обжалования налоговых уведомлений решений, принятых по результатам таможенного пост-аудита.
Финансовые санкции за нарушение таможенного законодательства являются значительными. Размер штрафов составляет от 100 до 200 % стоимости товаров — непосредственных предметов нарушения таможенных правил. Также в определенных случаях является возможным, кроме уплаты штрафа, конфискация товаров. А действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, вообще влекут за собой наложение штрафа в размере 300 % неуплаченной суммы таможенных платежей. Поэтому чрезвычайно большую роль в деле минимизации рисков наступления негативных последствий, которые могут наступить по результатам проведения таможенного пост-аудита, играет самопроверка субъектами внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства.
Следует помнить, что основными причинами доначисления денежных обязательств и применения штрафных санкций по результатам таможенного пост-аудита часто одни и те же обстоятельства: недекларирование дополнительных затрат импортера при заявлении таможенной стоимости товаров (выплата роялти, транспортные расходы, страхование), неверное определение кодов товара и соответственно – начисления пошлины за неверными ставками.
Таможенный кодекс Украины предусматривает право декларантов на самостоятельное исправление допущенных ошибок. Так, является возможным вносить изменения в таможенную декларацию после завершения таможенного оформления, в том числе при выявлении незадекларированных товаров, возможность корректировки, составляющей роялти в таможенной стоимости без применения штрафов в течение 180 дней со дня таможенного оформления.
Во время проведения самоанализа рекомендовано делать выводы и на перспективу. Одна неудачно составленная фраза в контракте, неверно выстроенная цепь поставок, ошибочно избранный таможенный режим могут в будущем привести к многомиллионным убыткам в виде доначисленных денежных обязательств и штрафных санкций.
В случае, если акт по результатам проверки, на основании которого принято налоговое уведомление-решение о доначислении денежных обязательств или применения штрафных санкций, содержит выводы, с которыми субъект внешнеэкономической деятельности не соглашается, такое решение нужно обжаловать.
Документальная невыездная проверка проводится в двух случаях:
- когда контролирующим органом выявлены признаки, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства, по результатам анализа электронных копий таможенных деклараций, информации, касающейся товаров, таможенное оформление которых завершено, полученной от субъектов внешнеэкономической деятельности и производителей таких товаров или с выводов экспертов.
- поступления от уполномоченных органов иностранных государств документально подтвержденной информации о не подтверждении подлинности поданных документов относительно товаров, таможенное оформление которых завершено, недостоверность сведений, содержащихся в них, а также запросов относительно предоставления информации о внешнеэкономических операциях, которые осуществлялись с участием резидентов Украины.
В случае принятия налоговых уведомлений-решений о доначислении денежных обязательств, принятых по результатам проверок в рамках таможенного пост-аудита, срок для обжалования таких уведомлений-решений составляет 1095 дней с даты вынесения соответствующего решения. Обжалование в суде таких решений осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.
В случае выявления после таможенного оформления товаров фактов нарушений правильности классификации товаров таможенный орган может самостоятельно классифицировать эти товары по результатам проведения документальной проверки, как это определено в статьях 345-354 Таможенного кодекса Украины. Следовательно, при ввозе товаров на территорию Украины необходимо строго соблюдать все требования к заполнению всех документов и не допускать ошибок в них.