Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, бизнес становится объектом пристального внимания ряда государственных органов — таможенников, налоговиков, Минэкономики и других, поскольку в результате внешнеэкономической деятельности при экспорте в Украину поступает валютная выручка, а при импорте, наоборот, валюта перечисляется за границу. Соответственно, государственные органы рассматривают импортные операции предпринимателей — резидентов Украины в том числе и с точки зрения наличия риска вымывания крупных сумм валют за границу, что может нанести вред банковской системе Украины и ее экономике, ослабить курс гривны.
Национальный банк Украины на сегодня имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. Нарушение этих сроков влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученных денежных средств или стоимости недопоставленного товара.
На сегодня продолжает действовать норма об уплате резидентами пени в случае нарушения срока денежных расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам), которая создает существенные финансовые риски для бизнеса.
Начисление пени осуществляется налоговыми органами путем принятия налоговых уведомлений-решений после проведения проверки по вопросам соблюдения требований валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономических операций, по результатам которой устанавливаются факты нарушений сроков расчетов в сфере ВЭД. Нередко указанная процедура начинается после получения от банка соответствующей информации о нарушениях упомянутых сроков.
Законом в настоящее время предусмотрены три основания, освобождающие бизнес от обязанности платить пеню за нарушение сроков расчетов по экспортно-импортным операциям:
- наступление форс-мажорных обстоятельств;
- принятие к рассмотрению судом или международным коммерческим арбитражем искового заявления субъекта внешнеэкономической деятельности — резидента Украины о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие нарушения нерезидентом сроков выполнения его обязательств, предусмотренных внешнеэкономическим контрактом;
- предоставление Минэкономики выводу о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям. Следовательно, при наличии указанных обстоятельств, Ваше предприятие не должно будет платить пеню.
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ПОВОДУ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ВЭД КОНТРАКТАМ включает в себя следующие услуги:
- предоставление письменных консультаций о возможности продления сроков расчетов ВЭД контрактов;
- формирование перечня документов, необходимых для подачи в Минэкономразвития с целью продления сроков расчетов;
- сопровождение процедуры получения заключения о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям;
- сопровождение споров в судах и международных коммерческих арбитражах о нарушениях нерезидентами сроков выполнения их обязательств по внешнеэкономическим контрактам;
- обжалование в административном и судебном порядке налоговых уведомлений-решений о начислении пени за нарушение расчетов в сфере ВЭД;
- обжалование решений Минэкономразвития об отказе в продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям.
В внешнеэкономический контракт желательно включить так называемое арбитражное предупреждение — определить в контракте суд или международный коммерческий арбитраж, к которому будут обращаться стороны в случае возникновения спора, а также право какой страны будет применяться при разрешении спора.
Решение Минэкономики об отказе в продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям может быть обжаловано в суде в порядке административного судопроизводства.
Основанием для приостановления течения сроков расчетов по экспортно-импортным операциям в случае наступления форс-мажора является оригинал справки Торгово-промышленной палаты или документа уполномоченного организации (органа) страны, где возникли форс-мажорные обстоятельства.
Истечение сроков для применения мер воздействия является основанием для освобождения от ответственности за нарушение требований валютного законодательства.
В настоящее время законом предусмотрены три основания, освобождающие от обязанности платить пеню за нарушение сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям:
- наступления форс-мажорных обстоятельств;
- принятие к рассмотрению судом или международным коммерческим арбитражем искового заявления субъекта внешнеэкономической деятельности — резидента Украины о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие нарушения нерезидентом сроков выполнения его обязательств, предусмотренных внешнеэкономическим контрактом;
- предоставление Минэкономики выводу о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Для того, чтобы не нарушить срок расчетов по ВЭД операциям, пакет документов необходимо подать до его окончания, учитывая сроки рассмотрения документов и принятия Минэкономики решения о выдаче заключения о продлении срока расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Представленные документы рассматриваются и принимается решение о выдаче заключения или отказа в его выдаче в течение 10 рабочих дней с даты подачи пакета документов.
- заявление на получение заключения, которое содержит обоснование необходимости продолжения установленного срока расчетов на определенный период;
- копии внешнеэкономического договора (контракта), всех спецификаций, приложений, дополнительных соглашений и других документов, которые являются неотъемлемыми частями договора (контракта). В случае, если контракт заключен на иностранном языке, необходимо предоставить его перевод на украинский язык;
- копии документов, подтверждающих осуществление операции по экспорту (импорту) товаров: платежных банковских документов, справок банков, таможенных деклараций, коносаментов, транспортных документов, актов приема-передачи товара (выполнения работ, оказания услуг);
- копии писем от контрагентов-нерезидентов, которые обусловливают необходимость продолжения установленных сроков расчетов.