Налоговый консалтинг агрокомплексов юристами WinnerLex позволит получить квалифицированную информацию и рекомендации по налогообложению. Так как сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики Украины высшие государственные органы уделяют много внимания вопросу регулирования налогообложения аграриев. При этом, правила налогообложения сельскохозяйственных предприятий меняются почти ежегодно.
Так, государство в определенный период времени сначала пытается стимулировать развитие аграрного бизнеса вводя соответствующие налоговые льготы для аграриев. Затем руководители приходят к выводу, что агробизнес дает мало налоговых поступлений в бюджет усиливая налоговую нагрузку на сельскохозяйственные предприятия. Как пример, сначала был введен специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского хозяйства, а затем этот специальный режим был отменен и сельскохозяйственные предприятия стали уплачивать НДС в общем порядке.
Система налогообложения субъектов, занятых в сельском хозяйстве очень сложная и имеет много нюансов. Как пример, по общему правилу, сельскохозяйственные предприятия являются плательщиками налога на прибыль предприятий. Но сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы могут быть неприбыльными организациями. Также, сельскохозяйственные предприятия могут обрабатывать землю на основании договоров аренды, где арендодателями являются так называемые «дольщики». В этом случае арендаторы платят аренду такому арендодателю на основании соответствующего договора. Но нередки случаи, когда аграрные предприятия обрабатывают земли государственной или коммунальной собственности. В этом случае, в зависимости от вида землепользования, аграрии платят либо земельный налог, либо арендную плату. Также есть определенные категории земельных участков, которые не подлежат налогообложению земельным налогом.
Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители при определенных обстоятельствах могут находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности – так называемой «четвертой группе», уплачивая единый налог. При этом, Налоговым кодексом Украины установлены случаи, когда сельскохозяйственные товаропроизводители — плательщики единого налога обязаны перейти на уплату налогов и сборов по общей системе налогообложения.
Несмотря на сложность и постоянное изменение системы налогообложения деятельности аграрных предприятий, порой даже опытный бухгалтер не может самостоятельно разобраться во всех юридических нюансах налогообложения, что может привести к нарушению требований налогового законодательства и, как следствие – доначисление сумм налоговых обязательств и применения штрафных санкций.
Учитывая изложенные обстоятельства с целью защиты интересов своего бизнеса аграриям желательно пользоваться юридическими услугами адвокатов, специализирующихся на вопросах налогообложения сельскохозяйственных предприятий.
Команда АО «ВиннерЛекс» объединила лучших адвокатов, которые осуществляют налоговый консалтинг агрокомплексов и сопровождение деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий разных отраслей агропромышленного комплекса, в том числе в вопросах налогообложения. Наши адвокаты понимают, каким образом ведется бизнес в аграрном секторе, знают особенности налогообложения деятельности сельскохозяйственных предприятий, поэтому мы предлагаем наилучшие пути решения юридических вопросов.
- Консультирование по вопросам налогообложения, выявление и минимизация возможных юридических рисков, связанных со взиманием налогов
- Налоговое планирование деятельности агробизнеса;
- Правовой аудит (Due Diligence) деятельности сельскохозяйственных предприятий по налоговым вопросам;
- Подбор оптимальных с точки зрения налогообложения вариантов осуществления операций по приобретению и отчуждению активов (земли и иной недвижимости, сельскохозяйственной техники, корпоративных прав сельскохозяйственных предприятий);
- Взаимодействие с налоговыми органами, в том числе составление ответов на запросы контролирующих органов, сопровождение налоговых проверок сельскохозяйственных предприятий, обращение за индивидуальными налоговыми консультациями;
- Решение налоговых споров между аграриями и налоговыми органами в административном и судебном порядке.
В случае, если сельскохозяйственное предприятие имеет определенные сомнения в трактовке налогового законодательства оно имеет право обратиться в контролирующий орган с просьбой предоставить индивидуальную налоговую консультацию — разъяснение относительно практического использования отдельных норм налогового законодательства. При этом, налогоплательщик, который действовал в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, освобождается от ответственности за нарушение требований налогового законодательства. Следует помнить, что такая консультация должна быть зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины для обращения в административный суд устанавливается шестимесячный срок, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае же, если налогоплательщик воспользовался правом на административное (досудебное) обжалование для обращения в суд устанавливается трехмесячный срок, который исчисляется со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий.
Но также следует учесть, что Налоговым кодексом Украины предусмотрен срок давности продолжительностью 1095 дня, например, для предоставления заявлений о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Украины со дня осуществления такой переплаты или получения права на соответствующее возмещение.
Земельный налог не уплачивается за:
— земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
— земли сельскохозяйственных угодий, которые находятся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;
— сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных согласно закона подвергшимися радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства.
Статус неприбыльных организаций могут иметь сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, осуществляющие обслуживание исключительно своих членов — производителей сельскохозяйственной продукции не имея целью получение прибыли, при условии, что они одновременно:
- образованые и зарегистрированые в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;
- их учредительные документы содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди членов или работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;
- их учредительные документы должны предусматривать передачу активов одной или нескольким неприбыльным сельскохозяйственным кооперативам или о зачислении в доход бюджета в случае прекращения сельскохозяйственного кооператива;
Для получения статуса неприбыльной организации сельскохозяйственный кооператив должен быть внесен в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.
Сельскохозяйственные предприятия независимо от их организационно-правовой формы могут быть плательщиками единого налога при условии, что они являются товаропроизводителями, а доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов от общего объема производства.
Налогоплательщик, который получил от контролирующего органа запрос, который не соответствует требованиям Налогового кодекса Украины, освобождается от обязанности ответа на такой неподобающий запрос.
Налогоплательщик может осуществить обжалование соответствующих действий, бездействия и решений в административном порядке в вышестоящем контролирующем органе или в судебном порядке. При этом, налогоплательщик после завершения процедуры административного обжалования, которое является досудебным порядком разрешения спора, может обратиться с иском в суд.
Продажа земельного участка физическим лицом не облагается налогом при условии одновременного существования трех обстоятельств в их совокупности:
— если плательщик налога – продавец земельного участка в течение отчетного налогового года не осуществлял операций по отчуждению других объектов недвижимости (в том числе дома, квартиры, другого здания);
— если площадь земельного участка не превышает нормы безвозмездной передачи, определенной Земельным кодексом Украины в зависимости от ее назначения;
— если земельный участок находится в собственности плательщика налога свыше трех лет (кроме случая получения земельного участка в собственность в порядке наследования).
Во всех других случаях сделка по продаже земельного участка физическим лицом облагается налогом на прибыль.