Во время осуществления хозяйственной деятельности предприятий нередко возникают спорные ситуации с контрагентами по самым разнообразным вопросам. Это может быть несвоевременная оплата товара или услуг, несвоевременная поставка продукции, выполнение некачественных работ. В таких случаях до обращения в суд с иском предприятие может предъявить другой стороне письменную претензию. Это может позволить сэкономить время и денежные средства на судебный спор, поскольку вторая сторона может выполнить требования на основании претензии, не дожидаясь обращения в суд. В случае же получения письменного ответа об отказе в удовлетворении претензии Вы будете осведомлены об основаниях, которыми оппонент может обосновывать свои возражения в суде, что позволит лучше подготовиться к предстоящему судебному спору.
Кроме того, судьи нередко более благосклонно воспринимают позицию стороны, если перед обращением в суд было предъявлено претензию, поскольку в соответствии с Хозяйственным процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами Украины стороны принимают меры для досудебного урегулирования спора.
Наш опыт показывает, что направление контрагенту юридически грамотной претензии со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и положительную судебную практику, с указанием на то, что в случае судебного спора до основного обязательства будут добавлены требования по компенсации штрафных санкций, правовой помощи и судебного сбора, существенно повышает вероятность на решение спорной ситуации не доводя дело до суда, а сторон – к конфликту и разрыву отношений.
проведение правового анализа договора и соответствующих документов о наличии нарушений договорных обязательств;
подготовка текста претензии;
подготовка текста ответа на претензию;
предоставление консультаций по ведению претензионной работы на предприятии.
В претензии следует указать: полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, которому она предъявляется; исходящий номер и дата; обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия и доказательства, их подтверждающие; ссылка на соответствующие нормативные акты; требования заявителя; сумма и расчет претензии, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии; перечень копий документов, прилагаемых к претензии.
Документы, которые есть у второй стороны, могут не прибавляться к претензии с указанием об этом в претензии. К претензии об уплате денежных средств может прилагаться счет на оплату суммы претензии и два экземпляра актов сверки взаиморасчетов между сторонами.
В случае неполучения ответа на претензию может быть отправлено письмо-напоминание об ускорении предоставления ответа на претензию, которое подписывается и направляется в том же порядке, что и сама претензия.
Если к претензии не приложены все документы, необходимые для ее рассмотрения, они запрашиваются у заявителя претензии с указанием срока их предоставления. В случае непредставления истребованных документов в установленный срок претензия рассматривается по имеющимся документам.
Ответ на претензию должен содержать полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, которые дают ответ, и предприятия, которому направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ; перечень прилагаемых к ответу копий документов и других доказательств (транспортные документы об отгрузке продукции (товаров), копия платежного поручения о перечислении задолженности (в случае признания требований).
Претензия, после подписания руководителем предприятия, направляется адресату по его юридическому адресу ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении или вручается под расписку нарочно.
В претензии могут быть заявлены все обоснованные требования, как уплата долга с учетом трех процентов годовых и инфляционных потерь, расторжение договора, требование выполнить обязательства в натуре.
В таком случае целесообразно в ближайшее время обратиться с соответствующим иском в суд, ведь исковая давность для обращения в суд с требованиями о взыскании неустойки (штрафа, пени) в соответствии со статьей 258 ГК Украины применяется в один год, причем по статье 232 ГК Украины начисление штрафных санкций за просрочки исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.