Одним из главных экономических инструментов каждого производителя или поставщика в вопросе конкуренции является уровень цен на продукцию или услуги. В то же время, конкуренция по цене не всегда является эффективной и именно поэтому производитель/поставщик/продавец продукции или услуг старается получить значительные конкурентные преимущества в плоскости договорных правоотношений с покупателями своего товара. А следовательно, договора, в основу которых положены определенные схемы «выгодной» реализации продукции, являются предметом пристального внимания со стороны АМКУ, поскольку могут нарушать законодательство о защите экономической конкуренции.
Договора, содержащие определенные условия в понимании ЗУ «О защите экономической конкуренции» относятся к согласованным действиям. По общему правилу, совершение согласованных действий запрещается, если они привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
В то же время, законодатель установил определенные исключения из общего запрета антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования для отдельных категорий таких действий, а именно:
- согласованных действий малых и средних предпринимателей относительно общего приобретения товаров;
- согласованных действий относительно поставки и использования товаров;
- согласованных действий относительно прав интеллектуальной собственности.
Практическое применение вышеприведенных исключений оказывается слишком усложненным особенно в части, касающейся поставки и использования товаров, поскольку допускает неоднозначное толкование благодаря оценочным понятиям, что содержатся в законе.
Например, запрет антиконкурентных согласованных действий не работает, если участник согласованных действий в отношении другого участника согласованных действий устанавливает ограничения на:
- использование поставленных им товаров или товаров других поставщиков;
- приобретение у других субъектов хозяйствования или продажу другим субъектам хозяйствования или потребителям других товаров;
- приобретение товаров, которые по своей природе или согласно с торговыми и другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не принадлежат к предмету соглашения;
- формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям.
Одновременно, если такие согласованные действия приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, в том числе монополизации соответствующих рынков, или ограничивают доступ на рынок других субъектов хозяйствования, или приводят к экономически необоснованному повышению цен или дефициту товаров, то они являются запрещенными и влекут ответственность согласно закону. Интересно, что использование таких оценочных терминов, как «существенный», «значительный», «необоснованное повышение» не предоставляет четких критериев по определению влияния на конкуренцию, а следовательно, способствует злоупотреблению именно антимонопольным органом в вопросах доказывания антиконкурентного эффекта и привлечения субъектов хозяйствования к ответственности за нарушение конкурентного законодательства.
Адвокаты АО Winnerlex помогут Вам провести структурирование сделок по требованиям АМКУ, в отношении взаимодействия с контрагентами при заключении договоров или осуществить правовой анализ уже заключенных договоров в части установления для покупателя определенных обязанностей, ограничений в виде обязательств не конкурировать, порядка предоставления скидок, бонусов и тому подобное, основываясь на законодательных нормах, а также актуальной практике АМКУ.
- Консультирование письменное и/или устное на предмет соответствия предлагаемой сделки до заключения требованиям антимонопольного законодательства;
- Разработка договоров для заключения с контрагентами или анализ уже заключенных договоров в части установления для покупателя определенных обязанностей, ограничений в виде обязательств не конкурировать, порядке предоставления скидок, бонусов и тому подобное.
Во время заключения договора избегайте включения в текст договора условия, обязывающие покупателя приобретать отдельный вид товара только у одного поставщика.
Не используйте положения относительно обязательства покупателя приобретать более 80% товара только у одного поставщика с одновременным обязательством такого покупателя не покупать и не перепродавать товары конкурентов поставщика.
Избегайте обязательств покупателя приобретать товары поставщика в установленном им минимальном количестве.
Избегайте формулировок, которые обязывают не конкурировать в неопределенный срок или срок, превышающий 5 лет.
Скидки и бонусы, устанавливаемые поставщиком, не должны быть инструментом, возможным последствием применения которого будет создание барьеров доступа на рынок для других компаний.
Согласно ст. 60 ЗУ «О защите экономической конкуренции» решения Антимонопольного комитета Украины, административной коллегии Антимонопольного комитета Украины и государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Украины обжалуются в хозяйственном суде города Киева. Решения административной коллегии территориального отделения Антимонопольного комитета Украины обжалуются в соответствующих хозяйственных судах областей и города Киева. Заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решения органов Антимонопольного комитета Украины полностью или частично в хозяйственном суде в двухмесячный срок со дня получения решения. Этот срок не может быть восстановлен.
Таким образом, указанные сроки являются исчерпывающими. Установленная Гражданским кодексом Украины исковая давность к соответствующим правоотношениям не применяется, так же как и в случае обжалования распоряжений Антимонопольного комитета Украины и его органов.
Наличие у субъектов хозяйствования статуса участников хозяйственных обязательств, возникших из хозяйственного договора или иных соглашений, предполагает осознание субъектами хозяйствования возможных последствий выполнения ими соответствующих договоров (соглашений), в виде антиконкурентных согласованных действий.
Кроме того, содержание норм Закона Украины «О защите экономической конкуренции» не дает оснований считать, что выполнение субъектом хозяйствования своих обязательств по хозяйственному договору (соглашению) освобождает его от ответственности за нарушение требований названного Закона.
Отсутствие у определенного субъекта хозяйствования монопольного (доминирующего) положения не исключает возможности негативного влияния предприятия на товарный рынок вследствие антиконкурентных согласованных действий с другими субъектами хозяйствования.
Наличие или отсутствие состава нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий не связывается исключительно с тем, занимает ли определенный субъект хозяйствования монопольное (доминирующее) положение на рынке.
Совершение субъектами хозяйствования согласованных действий образует самостоятельный состав нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и не зависит от того, занимают ли соответствующие субъекты хозяйствования или один из них монопольное (доминирующее) положение на рынке.