С целью предотвращения монополизации товарных рынков, ограничение конкуренции, органы Антимонопольного комитета Украины осуществляют контроль за экономической концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования. Такой контроль должен также иметь целью охрану и поощрение конкуренции, защиту интересов потребителей, противодействие злоупотреблению крупными субъектами хозяйствования своим монопольным положением на соответствующих рынках.
Однако, несмотря на то, что механизм контроля за экономическими концентрациями, согласованными действиями юридически кажется понятным, остается отрицательное давление от бюрократической нагрузки на этот процесс, а также определенная сложность от ситуаций, когда случаи для получения разрешения Комитета, определенные законодательством, являются комплексными, то есть на практике получения разрешения не всегда очевидно в силу особенностей корпоративных стратегий и реализованных тактических действий при их достижении.
Кроме того, бывают случаи, когда бизнес совершает определенные действия, имеющие признаки концентрации не получая предварительно разрешения Антимонопольного комитета Украины на такие действия, что влечет за собой значительные штрафы.
Например, приобретение активов, корпоративных прав субъектом хозяйствования при завышении пороговых показателей (если совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации с учетом отношений контроля за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму эквивалентную 30 миллионам евро, при этом стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине не менее чем в двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 4 миллионам евро у каждого) без предварительного получения разрешения Антимонопольного комитета Украины на такие действия влекут наложение штрафа в размере до пяти процентов дохода (выручки) субъекта от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году в котором налагается штраф.
Следовательно, в целях правильного определения ситуации экономической концентрации или согласованных действий при планировании корпоративных стратегий и для предотвращения нарушения антимонопольного законодательства в этой части, своевременного получения предварительного разрешения на концентрацию и / или согласованные действия в органах АМКУ, профессиональная помощь команды наших специалистов воспрепятствует бюрократическом давлении и ошибок в бизнесе своих клиентов.
- Предоставление услуг по получению разрешения на концентрацию, согласованные действия субъектов хозяйствования с учетом всех требований действующего конкурентного и антимонопольного законодательства;
- Консультирование письменное и / или устное с целью определения действий предприятия на соответствие антимонопольному законодательству Украины;
- Предоставление рекомендаций по необходимости (отсутствии необходимости) получения разрешения на концентрацию, согласованные действия субъектов хозяйствования;
- Оценка присутствия участников концентрации, согласованных действий на общегосударственном и региональном товарном рынке;
- Анализ существующих договоров или разработку проектов договоров об управлении, аренду, лизинг, концессию, приобретение в собственность активов касающиеся именно вашего случая проведения концентрации, согласованных действий;
- Анализ существующих участников концентрации, согласованных действий, связанных отношениями контроля, во избежание предоставления ложной информации в Комитет;
- Составление и оформление необходимого пакета документов для получения предварительных выводов относительно концентрации, согласованных действий субъектов хозяйствования и получения таких выводов;
- Подготовка необходимого пакета документов для получения разрешения на концентрацию, согласованные действия для представления в АМКУ;
- Юридическое сопровождение при рассмотрении заявления для получения разрешения на концентрацию, согласованные действия в Антимонопольном комитете по общей или упрощенной процедуре.
Информация, предоставляемая заявителями в АМКУ для получения разрешения на концентрацию / согласованные действия должна быть точной, достоверной но непротиворечивой. Если участники концентрации / согласованных действий предоставляют в разных частях заявления информацию, которая противоречит друг другу, Комитет осуществляет проверку такой информации, что негативно влияет на продолжительность, а иногда и результаты рассмотрения заявления.
Доверенность должна содержать указание на то, что риски негативных последствий, связанных с просмотром органом Комитета решения, принятого на основании поданной представителем недостоверной информации, а также ответственность за представление такой информации несут участники концентрации / согласованных действий, которые назначили представителя, или их правопреемники.
Вместе с заявлением заявитель должен предоставить соответствующие документы. Целесообразно в таком случае предоставлять их копии, заверенные в соответствии с требованиями законодательства. Каждая страница копии документа должна быть заверена.
При предоставлении информации для получения разрешения участником концентрации / согласованных действий последний может воспользоваться своим правом и предоставить определенной информации статуса информации с ограниченным доступом. В таком случае правильной представляется разумное поведение заявителя, избегая злоупотребления правом, путем указания, какая именно информация имеет ограниченный доступ и предоставить обоснование такого отнесения.
- заявление о предоставлении разрешения на концентрацию;
- документ, подтверждающий уплату сбора (платежное поручение на перечисление сбора с отметкой учреждения банка или квитанция)
- пакет документов определен законодательством для каждого отдельного случая концентрации.
С заявлением о предоставлении разрешения обращаются:
- на заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме — стороны соглашений;
- на принятие объединениями решений в любой форме — объединения, принимает решения;
- на создание субъекта хозяйствования — учредители (участники)
- на другое согласованное конкурентное поведение — участники соответствующих действий, которые принимают решение об этом поведении;
- на внесение изменений в согласованных действиях – учасники согласованных действий, которые оказывают или намерены оказывать изменения в согласованные действия;
- органы, лица, указанные в пунктах 1-5, могут подать совместное заявление, могут назначить и уполномочить своего представителя обратиться в Комитет, отделение с заявлением, а также представлять интересы участника (ов) заявленного действия в процессе рассмотрения заявления, дела.
Заявление и прилагаемые к нему документы должны содержать полную и достоверную информацию
Да. Согласно ст. 14 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» с целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, повышение предсказуемости его применения Антимонопольный комитет Украины или административная коллегия Антимонопольного комитета Украины может оказывать субъектам хозяйствования на основании предоставленной ими информации выводы в форме рекомендательных разъяснений о соответствии действий субъектов хозяйствования положениям статей 6, 10 и 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» и статьи 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
Статьей 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» установлены случаи в которых концентрация субъектов хозяйствования возможна только при условии предварительного получения разрешения Антимонопольного комитета Украины или административной коллегии названного Комитета. Несоблюдение этого условия может быть основанием как для применения штрафа, так и для признания недействительными сделок по которым произошла такая концентрация — по искам участников сделок и в соответствии со статьями 114, 204, 215 Гражданского кодекса Украины и соответствующих норм названного Закона. В то же время, заключение в порядке статьи 182 ХК Украины предварительного договора до получения разрешения на концентрацию, если это разрешение является необходимым не считается нарушением конкурентного законодательства, а перечисление средств по такому договору не свидетельствует о получении контроля одним субъектом хозяйствования над другим, а подтверждает заключения основного договора в будущем. Однако из содержания заключенного договора в таком случае имеет просматриваться, что он является именно предыдущим, в частности, что основной договор будет заключаться только при условии получения разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования.
Срок рассмотрения дела о концентрации не должен превышать трех месяцев.
п.4.6., главы 4, «Положение о концентрации», Утвержден распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 февраля 2002 № 33-р
Концентрация должна быть осуществлена в течение года со дня принятия решения о предоставлении разрешения на концентрацию, если больший срок не определен в решении. Если концентрация в этот срок не осуществлена, участники концентрации должны подать новое заявление о получении разрешения органов Комитета на концентрацию.
п. 4.9.6., главы 4, «Положение о концентрации» Утвержден распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 февраля 2002 № 33-р
Срок рассмотрения заявлений о предоставлении предварительных выводов относительно концентрации составляет один месяц
абзац 2, п.4.1., главы 4, «Положение о концентрации» Утвержден распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 февраля 2002 № 33-р