Согласно законодательству Антимонопольный комитет Украины имеет полномочия требовать от физических и юридических лиц предоставлять информацию – сведения в любой форме и виде, сохраненные на любых носителях (переписка, книги, пометки, иллюстрации, карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы, фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), пояснения лиц и любые другие публично заявленные или документированные сведения.
По общему правилу запросы АМКУ могут быть направлены во время рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и тому подобное. Но также АМКУ может направлять запросы широкому кругу лиц касаемо не только возможных нарушений, а в рамках исследования определенных сегментов рынка или конкурентной среды.
При этом за непредставление информации, представление информации в неполном объеме, представление недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные сроки, налагаются штрафы в размере до одного процента дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.
Наша практика свидетельствует, что подготовка ответов на запросы АМКУ имеет минимум 2 точки для особого внимания:
- Законом «О Антимонопольном комитете Украины» не установлено исчерпывающего перечня вопросов, по которым АМКУ может обращаться с соответствующими запросами. Более того, АМКУ разрешено запрашивать любой объем информации, включая сведения, содержащие банковскую и коммерческую тайну и информацию с ограниченным доступом, правомерность чего неоднократно подтверждено Верховным Судом. Поэтому обычно объем запрашиваемой информации очень большой, например, недавно нами был подан пакет документов в 49 томов как ответ на 33 вопроса в запросе. Поэтому нужно быть крайне внимательными для представления всех необходимых документов во избежание штрафных санкций.
- На законодательном уровне не установлено сроков для предоставления ответа на такие антимонопольные запросы. Поэтому такие сроки устанавливаются индивидуально работниками АМКУ при составлении требований, и часто для того, чтобы качественно подготовить ответ и сформировать надлежащим образом заверенные копии такие сроки объективно маловаты. Мы рекомендуем всегда подавать ходатайство о продлении таких сроков, но нужно иметь в виду, что сам факт такого представления сроки не останавливает, и есть всегда вероятность того, что ходатайство не удовлетворят и нужно будет укладываться в установленные в запросе сроки.
Также необходимо определиться как правильно предоставить необходимую информацию, чтобы не навредить ни себе, ни своим контрагентам, для чего нужно провести определенную юридическую работу и оценку возможных рисков.
Поэтому предлагаем уже на стадии получения запроса и требования от Антимонопольного комитета Украины не терять времени и обращаться за профессиональной помощью к нашему адвокатскому объединению с целью определения правомерности направленного запроса, определения срока относительно предоставления ответа на него, возможности и целесообразности его продления, определение конкретного объема и содержания запрашиваемой информации, а также порядка и способа ее предоставления. Наша компания готова предоставить услуги по подготовке ответов на требования и запросы Антимонопольного комитета Украины и в случае наличия открытых производств — помочь снизить риски максимальных штрафных санкций в таких делах.
- Юридический анализ требования от АМКУ на наличие правовых оснований для ее отправки;
- Консультирование устное и/или письменное по поводу содержания, объемов и сроков предоставления запрашиваемой информации;
- Составление и оформление ответа на информационный запрос от антимонопольных органов;
- Продление сроков для предоставления ответа;
- Защита субъектов хозяйствования от привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в части непредставления информации, представления ее в неполном объеме и/или с нарушением установленных сроков, предоставление недостоверной информации антимонопольным органам.
Даже если запрашиваемая информация у Вас отсутствует, то ответ все равно должен быть аргументированным и обоснованным. Не предоставляйте информацию, достоверность которой Вы не сможете доказать.
Предоставление информации на запрос (требование) уполномоченного лица органа АМКУ – это долг, который рекомендуется выполнять, поскольку он не зависит от того, начато ли органом АМКУ дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Поскольку своевременность предоставления ответа на запрос АМКУ является важной предпосылкой надлежащего исполнения такой обязанности, то нужно правильно рассчитать количество времени, необходимого для предоставления запрашиваемой информации.
Нет. Закон не устанавливает определенной формы истребования информации, в связи с чем его может быть осуществлено в любой форме, кроме той, относительно которой есть прямой запрет закона.
Факты неоднократного непредставления одним и тем же субъектом хозяйствования информации на запросы органа Антимонопольного комитета Украины не является длящимся нарушением в смысле статьи 42 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», а представляют собой самостоятельные (отдельные) нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
По смыслу предписаний пункта 13 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» каждое непредставление в установленные сроки субъектом хозяйствования необходимой информации по требованию органов АМК является самостоятельным отдельным правонарушением, которое влечет за собой ответственность. Непредставление субъектом хозяйствования своевременно (в установленные дважды сроки) соответствующей информации является двумя отдельными нарушениями, что является основанием для привлечения к ответственности за каждое такое нарушение.
Да, может. Законодательство не ограничивает круг лиц, у которых органами Комитета может быть истребована информация только теми лицами, которые принимают участие в деле как ответчики или третьи лица. Требования о предоставлении информации могут направляться любым лицам, которые могут иметь сведения, необходимые для осуществления Комитетом своих полномочий, в том числе и не связанных с рассмотрением заявлений (дел) о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.