Таможенные органы вправе проверять документы и сведения, которые предоставляются во время перемещения товаров через границу, убеждаться в правильности учета товаров, перемещаемых через таможенную границу или находящихся под таможенным контролем. Таможенники имеют право осуществлять проверку законности ввоза товаров, транспортных средств коммерческого назначения на таможенную территорию Украины, соблюдения порядка их ввоза, а также правильности начисления и полноты уплаты таможенных платежей; проверка соответствия фактического количества ввезенных товаров, транспортных средств коммерческого назначения сведениям, заявленным в таможенной декларации. По результатам таких проверок составляется акт, один экземпляр которого предоставляется субъекту, который проверялся.
Кроме того, Таможенным кодексом предусмотрена такая форма контроля, как документальная проверка соблюдения требований законодательства по вопросам таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей.
Предметом такой проверки является правильность заполнения таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и исследования достоверности указанных в них данных, инспектирование законности ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины или на территорию свободной таможенной зоны, вывоз (пересылка) товаров за пределы таможенной территории Украины или за пределы территории свободной таможенной зоны, а также проверка своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей.
Документальные проверки соблюдения требований законодательства по вопросам таможенного дела, бывают как плановыми выездными проверками, которые предусмотрены в плане-графике и могут проводиться не чаще одного раза в 12 месяцев, так и внеплановыми выездными проверками, когда они не предусмотрены соответствующими и могут проводиться при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Таможенным кодексом Украины. Как пример, основаниями для проведения внеплановой выездной проверки является выявление фактов нарушения предприятием требований законодательства по вопросам таможенного дела, не представление в установленный срок таможенной декларации, начало процедуры прекращения предприятия и открытие производства по делу о признании предприятия банкротом.
При проведении документальной таможенной проверки субъект, проверяемый, обязан предоставить полный пакет документов с достоверными данными и подтверждением того, что начисление и уплата таможенных платежей были проведены в полном объеме.
Адвокаты АО WinnerLex могут обеспечить полное сопровождение таможенной проверки с соблюдением требований законодательства по вопросам таможенного дела, от ее начала и до обжалования в суде негативных последствий, примененных к предприятию по результатам проверки.
Многолетняя успешная практика наших адвокатов по разрешению таможенных споров позволяет эффективно обжаловать незаконные решения, принятые после проведенных проверок соблюдения требований законодательства по вопросам таможенного дела.
подготовка предприятия к документальной проверке;
предоставление консультаций во время проведения проверок;
представительство интересов в судах всех инстанций в спорах, которые возникают по результатам проведенных проверок;
обжалование решений, принятых после проведения проверок;
составление запросов, жалоб, заявлений, разъяснений и других документов правового характера во время проведения проверок;
консультирование по поводу возможных последствий по результатам документальных проверок, в том числе доначисление денежных обязательств и применения штрафных санкций.
Проверяющие имеют право приступить к проведению документальной (плановой или внеплановой) выездной проверки или встречной сверки исключительно при условии предъявления руководителю соответствующего предприятия или уполномоченному им лицу под расписку удостоверения на право проведения проверки, в котором указываются дата его выдачи, название органа, который проводит проверку, цель проведения проверки, вид (плановая или внеплановая) и основания ее проведения, даты начала и окончания проверки, должности, специальные звания и фамилии должностных лиц органа доходов и сборов, которые будут проводить проверку, предъявления служебных удостоверений указанных лиц, а также предоставления копии приказа органа доходов и сборов о проведении проверки. Удостоверение на право проведения проверки является действительным при условии наличия подписи руководителя органа, проводящего проверку, скрепленного печатью этого органа.
Непредоставление субъекту, что проверяется, копии приказа о проведении проверки, непредъявление служебных удостоверений должностных лиц, которые будут проводить проверку, а также удостоверение на право проведения проверки или их предоставления (предъявления) с нарушением требований закона, является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки.
Во время проведения документальных проверок руководитель предприятия или уполномоченное им лицо имеет право обратиться к руководителю органа, которым назначена проверка, с письменным заявлением о продлении срока предоставления документов (их копий), указанных в письменном запросе должностного лица соответствующего органа, но не более чем на 15 рабочих дней.
Должностные лица предприятия, которое проверяется, имеют право направлять проверяющим письменные заявления, замечания, объяснения по вопросам, касающимся проверки; запрашивать у должностных лиц, проводящих проверку, и получать от них информацию относительно положений законодательства, касающихся вопросов проверки; требовать от должностных лиц проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в пользу предприятия.
После получения акта, составленного по результатам проверки, предприятие имеет право подавать письменные возражения к акту проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами и обстоятельствами, а также требовать рассмотрения этих замечаний или возражений должностными лицами органа, проводившего проверку.
Документальные проверки соблюдения требований законодательства Украины по вопросам таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей, проводятся органами доходов и сборов с учетом сроков давности, определенных статьей 102 Налогового кодекса Украины.
По общему правилу продолжительность документальной выездной проверки не должна превышать 30 рабочих дней, но при наличии оснований, предусмотренных законом, срок проведения документальной выездной проверки может быть продлен приказом соответствующего органа не более чем на 15 рабочих дней.
По результатам документальной проверки составляется акт, который является основанием для самостоятельного определения соответствующим органом суммы денежного обязательства предприятия по уплате таможенных платежей, а также для принятия мер, которые предусмотрены законами Украины (штраф, пеня и тому подобное).
Документальные проверки могут проводиться на каждом предприятии, который имеет дело с таможенными платежами и растаможкой товаров, ввозимых на территорию Украины, поэтому избежать их проведения довольно проблематично. Однако, негативные последствия таких документальных проверок можно минимизировать путем подготовки таможенных документов без ошибок, верного заполнения деклараций, платежных поручений и внесения достоверных данных к ним.