К чему нас ведет этический либерализм?

26.04.2017
К чему нас ведет этический либерализм? К чему нас ведет этический либерализм?

Попытки придать своей «активной жизненной позиции» всеобщую значимость сегодня пользуются большим спросом среди некоторых граждан нашей страны. Но реальность такова что, когда «природная деликатность» вступает в нешуточный конфликт с естественным нутром, все эти попытки оказываются просто пылью пущенной в глаза обществу. А последствия от такого искажения истины, к сожалению, сказываются довольно-таки весомо, поскольку ведут к массовой деформации людей и лишению их способности духовно развиваться. Поэтому я все чаще в последнее время задумываюсь над тем, какими этическими принципами должно обладать общество? Кому мы доверяем больше: чьи моральные устои абсолютны или тем, кто тщательно изучает две стороны медали, прежде чем перейти к суждению? И что мы в итоге сможем передать нашему будущему поколению?

Эти вопросы и другие им подобные не просто теоретические — они реальные. С этим связана проблема, с которой мы не хотим считаться, но с которой нам приходится жить.

Важность науки этики заключается в том, что она вступает в игру абсолютно во всех сферах жизни, классифицируя поведение человека на «хорошо» и «плохо». Именно этика руководит обществом до того, как закон вступит в силу. Поэтому наше поведение и отношение является ключевым фактором влияния на других.

Большинство социологов соотносят этику с целостностью, как самым важным и сильным оружием, которое может иметь человек. Если же целостность каким-либо образом будет скомпрометирована, то так же поддастся порабощению и вся жизнь человека в целом. В связи с этим, очень важно обладать этической основой, которую обеспечивают личные ценности, убеждения, образование, и которая позволяет рассматривать человека как честного и заслуживающего доверия.

До недавнего времени можно было только догадываться о реальных последствиях отсутствия в Украине понимания этики в обществе, в том числе и у отдельно взятых людей. Сегодня же, с тем как мы думаем о морали и нравственности, происходит что-то неадекватное. Этика стала полностью не свойственной тому, что люди делают на самом деле. Но, пожалуй, самое впечатляющее открытие — это то, как на ней спекулируют большинство представителей общественности.

Наиболее остро этот вопрос поднимается в деятельности судьей как самых важных представителей юридической профессии. Сегодня компетенция судьи далеко не ограничивается лишь наличием профессиональных навыков владения и применения норм законов. Современному судейскому обществу было выдвинуто гораздо больше необходимых требований, выходящих за рамки правовых наук и включающих в себя социальный аспект. А именно, служители Фемиды должны воплощать образ авторитета, демонстрирующего соблюдение высоких стандартов поведения и соответствие моральным качествам. То есть, речь идет о таких критериях профессии судьи как профессиональная этика и добропорядочность.

Хочу обратить внимание, что каждый судья, одевший на себя мантию, добровольно возлагает на себя обязанность придерживаться этих критериев, в связи с чем и принимается присяга судьи. Но, возникает вопрос: какова же роль и предназначение этого «ритуала»? Является ли это «жестом доброй воли» или дополнительной возможностью манипулировать доверием людей?

К сожалению, практика в Украине в большинстве случаях свидетельствует о том, что данное обещание судьей «служить верой и правдой» является чистой формальностью, которая не несет в себе какого-либо смыслового значения.

Для сравнения хочу привести пример бывших студентов Гарвардской школы бизнеса. По окончанию обучения студенты добровольно и, что самое главное, самостоятельно выявили желание принять присягу о этике до начала своей профессиональной деятельности. Такой решительный шаг студентов объяснялся огромным желанием реабилитировать современное представление о профессиональных качествах человека, в которых особое место должно быть отведено пониманию моральных принципов и их непосредственному воплощению. И не последнюю роль в этой студенческой инициативе сыграл сам процесс обучения, в котором принимал участие квалифицированный и компетентный преподавательский состав.

Ни для кого не секрет, что уровень качества зарубежного образования, в том числе и юридического, значительно отличается от того, который существует в Украине. Основное отличие образовательных подходов, к примеру, в таких странах как США, Англия, Канада, Швейцария, Германия, заключается в демократичности, толерантности и профессионализме преподавателей и деятелей науки. Лектор никогда не позволит себе поставить студента в неловкое положение, если он чего-то не знает, не откажет ему во времени или даже во встрече для разъяснения возникших вопросов по учебному материалу.

Безусловно, самое важное в обучение это то, с какими профессиональными знаниями и навыками покинет стены университета студент. Но, по мимо этого, студент также перенимает определенную модель поведения, которая в дальнейшем отображается на его деятельности как профессионала. Вопрос только какой пример преподнесет преподаватель своему ученику?

Личная и профессиональная этика соотносятся с одними и теми же ценностями, и убеждениями. Это две области, которые основываются друг на друге. Поэтому если есть погрешности и недостатки в одной области, это непременно скажется на другой.

Как показывает практика сегодняшних дней научной-преподавательской и юридической деятельности, современное понимание этики в Украине, по-видимому, исходит из «нормативного либерализма». В результате, отечественные вузы неспособны обеспечить общество полноценными квалифицированными специалистами, а полномочия по принятию общественно важных решений оказываются в руках деятелей лишенных здравого понимания вещей и руководствующихся алчными желаниями и потребностями.

Этика — это один из способов обеспечения эффективного и действенного функционирования всего государства, без которого построить современное демократическое общество, в котором царит атмосфера уважения к правовым традициям и законам, будет невозможно. Разумеется, между теоретической этикой и практическим ее применением есть и будут существовать расхождения. Но, я всецело убеждена и полагаю, что принятие этических решений, имеет больше общего со здравым смыслом, с тем, что правильно, и с тем, что помогает человеку выходит за пределы своих узких личных интересов.

Как говорил Достоевский: «Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой». Но все эти три составляющие — доверие, честность, компетентность — основа, на которой держится благополучие и будущее всей страны. И поскольку понятие этики является достаточно субъективным, возвращаться к обсуждению этого вопроса мы будем еще не раз…

Статья написана Партнером Адвокатского объединения WinnerLex Наталией Ковалко для сайта www.obozrevatel.com

Обращаем Ваше внимание на то, что эта публикация не является юридической консультацией и предоставляется в информационных целях. При наличии конкретной проблематики по публикации, рекомендуется получение полной консультации нашими специалистами.

Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на имя автора и компании, в которой автор работает, а также источник заимствования — является нарушением авторских прав и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.