К чему нас ведет этический либерализм?
26.04.2017Попытки придать своей «активной жизненной позиции» всеобщую значимость сегодня пользуются большим спросом среди некоторых граждан нашей страны. Но реальность такова что, когда «природная деликатность» вступает в нешуточный конфликт с естественным нутром, все эти попытки оказываются просто пылью пущенной в глаза обществу. А последствия от такого искажения истины, к сожалению, сказываются довольно-таки весомо, поскольку ведут к массовой деформации людей и лишению их способности духовно развиваться. Поэтому я все чаще в последнее время задумываюсь над тем, какими этическими принципами должно обладать общество? Кому мы доверяем больше: чьи моральные устои абсолютны или тем, кто тщательно изучает две стороны медали, прежде чем перейти к суждению? И что мы в итоге сможем передать нашему будущему поколению?
Эти вопросы и другие им подобные не просто теоретические — они реальные. С этим связана проблема, с которой мы не хотим считаться, но с которой нам приходится жить.
Важность науки этики заключается в том, что она вступает в игру абсолютно во всех сферах жизни, классифицируя поведение человека на «хорошо» и «плохо». Именно этика руководит обществом до того, как закон вступит в силу. Поэтому наше поведение и отношение является ключевым фактором влияния на других.
Большинство социологов соотносят этику с целостностью, как самым важным и сильным оружием, которое может иметь человек. Если же целостность каким-либо образом будет скомпрометирована, то так же поддастся порабощению и вся жизнь человека в целом. В связи с этим, очень важно обладать этической основой, которую обеспечивают личные ценности, убеждения, образование, и которая позволяет рассматривать человека как честного и заслуживающего доверия.
До недавнего времени можно было только догадываться о реальных последствиях отсутствия в Украине понимания этики в обществе, в том числе и у отдельно взятых людей. Сегодня же, с тем как мы думаем о морали и нравственности, происходит что-то неадекватное. Этика стала полностью не свойственной тому, что люди делают на самом деле. Но, пожалуй, самое впечатляющее открытие — это то, как на ней спекулируют большинство представителей общественности.
Наиболее остро этот вопрос поднимается в деятельности судьей как самых важных представителей юридической профессии. Сегодня компетенция судьи далеко не ограничивается лишь наличием профессиональных навыков владения и применения норм законов. Современному судейскому обществу было выдвинуто гораздо больше необходимых требований, выходящих за рамки правовых наук и включающих в себя социальный аспект. А именно, служители Фемиды должны воплощать образ авторитета, демонстрирующего соблюдение высоких стандартов поведения и соответствие моральным качествам. То есть, речь идет о таких критериях профессии судьи как профессиональная этика и добропорядочность.
Хочу обратить внимание, что каждый судья, одевший на себя мантию, добровольно возлагает на себя обязанность придерживаться этих критериев, в связи с чем и принимается присяга судьи. Но, возникает вопрос: какова же роль и предназначение этого «ритуала»? Является ли это «жестом доброй воли» или дополнительной возможностью манипулировать доверием людей?
К сожалению, практика в Украине в большинстве случаях свидетельствует о том, что данное обещание судьей «служить верой и правдой» является чистой формальностью, которая не несет в себе какого-либо смыслового значения.
Для сравнения хочу привести пример бывших студентов Гарвардской школы бизнеса. По окончанию обучения студенты добровольно и, что самое главное, самостоятельно выявили желание принять присягу о этике до начала своей профессиональной деятельности. Такой решительный шаг студентов объяснялся огромным желанием реабилитировать современное представление о профессиональных качествах человека, в которых особое место должно быть отведено пониманию моральных принципов и их непосредственному воплощению. И не последнюю роль в этой студенческой инициативе сыграл сам процесс обучения, в котором принимал участие квалифицированный и компетентный преподавательский состав.
Ни для кого не секрет, что уровень качества зарубежного образования, в том числе и юридического, значительно отличается от того, который существует в Украине. Основное отличие образовательных подходов, к примеру, в таких странах как США, Англия, Канада, Швейцария, Германия, заключается в демократичности, толерантности и профессионализме преподавателей и деятелей науки. Лектор никогда не позволит себе поставить студента в неловкое положение, если он чего-то не знает, не откажет ему во времени или даже во встрече для разъяснения возникших вопросов по учебному материалу.
Безусловно, самое важное в обучение это то, с какими профессиональными знаниями и навыками покинет стены университета студент. Но, по мимо этого, студент также перенимает определенную модель поведения, которая в дальнейшем отображается на его деятельности как профессионала. Вопрос только какой пример преподнесет преподаватель своему ученику?
Личная и профессиональная этика соотносятся с одними и теми же ценностями, и убеждениями. Это две области, которые основываются друг на друге. Поэтому если есть погрешности и недостатки в одной области, это непременно скажется на другой.
Как показывает практика сегодняшних дней научной-преподавательской и юридической деятельности, современное понимание этики в Украине, по-видимому, исходит из «нормативного либерализма». В результате, отечественные вузы неспособны обеспечить общество полноценными квалифицированными специалистами, а полномочия по принятию общественно важных решений оказываются в руках деятелей лишенных здравого понимания вещей и руководствующихся алчными желаниями и потребностями.
Этика — это один из способов обеспечения эффективного и действенного функционирования всего государства, без которого построить современное демократическое общество, в котором царит атмосфера уважения к правовым традициям и законам, будет невозможно. Разумеется, между теоретической этикой и практическим ее применением есть и будут существовать расхождения. Но, я всецело убеждена и полагаю, что принятие этических решений, имеет больше общего со здравым смыслом, с тем, что правильно, и с тем, что помогает человеку выходит за пределы своих узких личных интересов.
Как говорил Достоевский: «Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой». Но все эти три составляющие — доверие, честность, компетентность — основа, на которой держится благополучие и будущее всей страны. И поскольку понятие этики является достаточно субъективным, возвращаться к обсуждению этого вопроса мы будем еще не раз…
Статья написана Партнером Адвокатского объединения WinnerLex Наталией Ковалко.
Обращаем Ваше внимание на то, что эта публикация не является юридической консультацией и предоставляется в информационных целях. При наличии конкретной проблематики по публикации, рекомендуется получение полной консультации нашими специалистами.
Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на имя автора и компании, в которой автор работает, а также источник заимствования — является нарушением авторских прав и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.