В Украине заработала государственная инспекция архитектуры и градостроительства. Риски для бизнеса.
27.09.202115 сентября 2021 окончательно ликвидирована Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ). Вместо нее с 16 сентября 2021 заработала Государственная инспекция архитектуры и градостроительства Украины.
Отныне, Государственная инспекция архитектуры и градостроительства Украины (ГИАГ):
- будет осуществлять лицензирование деятельности по строительству объектов с классом последствий СС2 и СС3 (средние и значительные последствия), и контролировать соблюдение указанных лицензионных условий;
- имеет право проводить проверку соответствия строительных материалов и строительных работ требованиям строительных норм, стандартов и правил;
- будет контролировать соблюдение архитекторами, инженерами-проектировщиками, экспертами требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;
- может проверять законность решений в сфере градостроительной деятельности и государственного архитектурно-строительного контроля, принятых исполнительными органами местных советов (на основании положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2020 № 1340);
- вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, допущенных как застройщиками, так и органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности и государственного архитектурно-строительного контроля, а также архитекторами и другими проектировщиками, подрядчиками, экспертами, экспертными организациями и ответственными исполнителями работ, инженерами- консультантами, владельцами зданий и заказчиками строительства;
- может выдавать предписания о приостановлении подготовительных и строительных работ.
Таким образом, государство предоставило Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Украины достаточно широкие полномочия, что создает определенные риски для бизнеса в строительной отрасли.
Однако следует обратить внимание, что так называемая строительная реформа еще не завершена. По состоянию на 15 сентября 2021 в ГИАГ было принято чуть более 200 работников, что составляло 30% запланированного количества штата. То есть, ГИАГ пока еще не имеет полного кадрового ресурса, чтобы заработать на полную мощность.
Также, по состоянию на настоящее время Верховная Рада Украины только в первом чтении одобрила законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности» (№ 5655) и законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины по усилению ответственности в сфере градостроительной деятельности» (№ 5877).
В качестве примера ужесточения ответственности, выполнение строительных работ без получения права на их выполнение в соответствии с законом или в случае остановки такого права, совершенное в отношении объектов с последствиями СС1, будет достигать до 51 000 грн.
Штраф за то же нарушение, но по объекту с последствиями СС3, будет достигать до 85 000 грн.
Эксплуатация объектов с последствиями СС1, которые не были приняты надлежащим образом в эксплуатацию, повлечет за собой наложение штрафа 51000 грн, по объектам с последствиями СС3 — до 85 000 грн. штрафа.
Также в законопроекте предусмотрены штрафы за не обеспечение осуществления авторского и технического надзора, которыми будут наказывать заказчиков, штрафы за нарушение требований законодательства при осуществлении авторского и технического надзора, которые будут налагаться на лиц, осуществляющих такой контроль с нарушениями.
В Уголовный кодекс Украины предлагается включить новую статью 197-2 «Самовольное строительство», максимальная санкция которой будет предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
Итак, предлагается значительно усилить ответственность за нарушение законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Также предлагается сделать работу ГИАГ максимально «диджитализированной».
В случае принятия упомянутых выше законов, не потребуется получать ни разрешение на начало строительных работ, ни на ввод объекта в эксплуатацию, независимо от класса последствий объекта.
Застройщик будет сам регистрировать заявление на начало строительных работ и подавать декларацию о готовности объекта к эксплуатации в своем электронном кабинете в Единой государственной электронной системе в сфере строительства. Регистрация указанных документов будет осуществляться системой автоматически, после проверки нею введенных данных. Например, если застройщик будет иметь надлежащие документы на земельный участок и проект строительства, который соответствует закону, то его заявление будет автоматически зарегистрировано в Единой государственной электронной системе в сфере строительства, независимо от класса последствий объекта.
Решение о проведении проверки также будет принимать не чиновник ГИАГ, а электронная система, на основании проанализированных нею данных и выявленных рисков или признаков нарушения законодательства.
Предлагается убрать из законодательства норму о том, что проверки должны проводиться в присутствии субъекта градостроительства. Таким образом предлагается убрать лазейку, которая имеется в действующем законодательстве, когда субъект градостроительства просто не появлялся на объект во время проверки и это позволяло обжаловать результаты такой проверки в суде по формальным основаниям.
Но, как отмечалось, законопроекты № 5655 и № 5877 еще не приняты окончательно. Поэтому как ГИАГ, так и застройщики пока будут руководствоваться текущей редакцией законодательства. Так, ГИАГ пока будет выдавать разрешения на начало строительства по объектам с последствиями СС2 и СС3 и принимать эти объекты в эксплуатацию.
Следует обратить внимание, что министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышев в ходе пресс-конференции по поводу старта работы Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Украины, которая состоялась 15.09.2021 года, обратил внимание, что ГИАГ в ближайшее время осуществит тщательную проверку решений, принятых ГАСИ, поскольку на протяжении последних двух недель своей работы ГАСИ приняло очень большое количество решений по разрешений на начало строительных работ и принятия объектов в эксплуатацию, в связи с чем в этих решениях усматривается риск наличия коррупционной составляющей. То есть, строителям, которые получили в последнее время в ГАСИ разрешения на начало выполнения строительных работ или сертификаты о готовности объектов к эксплуатации, следует ожидать проверок со стороны ГИАГ по их законности, что может повлечь как отмену таких решений ГАСИ, так и наложение штрафов на субъектов градостроительной деятельности. В таком случае субъектам градостроительной деятельности, скорее всего, придется искать правду в суде.
Таким образом, чтобы оценить риски, связанные с началом работы ГИАГ, желательно по каждому объекту строительства провести тщательный юридический анализ строительно-разрешительной документации и правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.
Адвокаты WinnerLex имеют многолетний опыт комплексного юридического обеспечения деятельности застройщиков, в том числе при осуществлении проверок по архитектурно-строительному контролю, поэтому мы способны объективно выявить и оценить риски по каждому объекту строительства, исходя из конкретной ситуации.