Бюро экономической безопасности и новая статья за мошенничество с НДС: что нового готовят для бизнеса законодатели
04.09.20203 сентября 2020 Верховной Радой Украины принят в первом чтении проект Закона «О Бюро экономической безопасности» 3087-д, которым предлагается вместо налоговой милиции создать Бюро экономической безопасности Украины — новый правоохранительный орган с более широкими полномочиями.
Конечно, финальный текст принятого в будущем законе может очень сильно отличаться от текста законопроекта, но в случае, если основные положения законопроекта останутся неизменными, Бюро экономической безопасности Украины станет мощным инструментом влияния государства на бизнес. В связи с этим предлагаем обратить внимание на основные моменты законопроекта, чтобы оценить его возможное влияние на бизнес, поскольку в нашей стране как нигде актуально выражение «предупрежден — значит вооружен».
Основной задачей Бюро экономической безопасности Украины будет предотвращение, выявление и расследование ряда связанных с бизнесом преступлений, среди которых можно выделить, в частности:
- уклонение от уплаты налогов и сборов
- преступления с подакцизными товарами
- противодействие законной хозяйственной деятельности
- мошенничество с финансовыми ресурсами
- подделка документов для проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей
- преступления с ценными бумагами
- незаконная приватизация государственного и коммунального имущества
- незаконное использование знаков для товаров и услуг
- незаконный сбор и разглашение коммерческой или банковской тайны
- доведение до банкротства.
Среди преступлений, которые будут расследоваться Бюро, также следует вспомнить доведения банка до неплатежеспособности, в связи с чем, учитывая события последних лет, возникнет риск, что Бюро будет использоваться как инструмент давления на бывших владельцев банков, выведенных с рынка Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
Таким образом, Бюро экономической безопасности Украины в определенной степени будет объединять в себе полномочия налоговой милиции, СБУ и Национальной полиции.
Законопроектом также предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей — 222-2 «Мошенничество с налогом на добавленную стоимость», которое заключается в хищении или завладении бюджетными средствами путем получения бюджетного возмещения или подачи заявления о возврате суммы бюджетного возмещения на основании представления заведомо ложных сведений «. Следует отметить, что существующая сейчас редакция статьи 212 Уголовного кодекса не предусматривает лишения свободы в качестве наказания, а лишь ограничивается штрафом. Предлагаемая новая статья 222-2 Уголовного кодекса вводит санкции за мошенничество с НДС — лишение свободы на срок до двенадцати лет.
При этом на сегодня лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, но предложенная новая статья такой льготы уже не содержит.
Таким образом, лица, совершающие преступления в сфере налогообложения в будущем могут не только быть вынуждены оплатить большой штраф, но и оказаться за решеткой, как это предусмотрено уголовным законодательством некоторых развитых стран, в том числе США и Германии.
По этому поводу также возникнет серьезный риск, что уголовные производства по фактам мошенничества с НДС будут использоваться для усиления давления на бизнес, поскольку на сегодня такое давление со стороны налоговых и правоохранительных органов не становится слабее и, к сожалению, пока нет оснований считать, что в будущем эта ситуация изменится к лучшему.
По состоянию на настоящее время упомянутые выше дела по поводу незаконного получения бюджетного возмещения по НДС, наряду со следователями налоговой милиции, правовой статус которого вызывает определенные вопросы, нередко пытаются расследовать органы Национальной полиции по статье 191 Уголовного кодекса «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением », что есть довольно сомнительным с точки зрения законности, поскольку состав преступления по указанной статье 191 УК предусматривает, что присвоенное имущество должно быть вверено лицу или находилось в его ведении, а в случае с безосновательным получением налогового кредита по НДС это обстоятельство имеет место , что позволяет при грамотной юридической аргументации обосновать незаконность проведенного досудебного следствия и, как следствие, достичь освобождения от уголовной ответственности.
Следует подчеркнуть достаточно большое предложенное количество работников Бюро. Так, нардепы пока предлагают, чтобы численность работников Бюро составляла до 4 тысяч человек.
При этом, ряд работников Бюро будет обеспечен доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и базам данных Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества Украины, органов государственного финансового контроля и некоторых других органов.
При предъявлении служебного удостоверения работники Бюро имеют право свободно входить в помещения госорганов, органы местного самоуправления, зоны таможенного контроля.
Также, работники Бюро будут иметь право направлять государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для рассмотрения предложения и рекомендации по устранению причин и условий, которые способствуют совершению уголовных преступлений отнесенных к подследственности Бюро, а также получать от этих органов в течение 30 дней информацию о рассмотрение таких предложений и рекомендаций.
Итак, народные депутаты, в дополнение к уже действующим новых органов — НАБУ и ГБР, предлагают создать еще один новый правоохранительный орган с многочисленным штатом сотрудников и с довольно широкими полномочиями, которые смогут существенно влиять на бизнес. Поэтому мы просим обратить внимание предпринимателей на необходимость соблюдения требований налогового законодательства, особенно что касается НДС, чтобы уменьшить риск столкнуться в будущем с Бюро экономической безопасности Украины.
Обращаем Ваше внимание на то, что эта публикация не является юридической консультацией и предоставляется в информационных целях. При наличии конкретной проблематике по публикации рекомендуется получения полной консультации нашими специалистами.
Статья написана адвокатом Адвокатского объединения WinnerLex Григорием Чумасом. Авторское право на материал принадлежит адвокатскому объединению WinnerLex.
Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на имя автора и компанию, в которой автор работает, а также источник заимствования — является нарушением авторских прав и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.