Новеллы принудительного исполнения решений: больше дела, меньше слов
24.05.2017

Эффективная система принудительного исполнения решений является одним из столпов современного правового государства. Отсутствие ее надлежащего функционирования может способствовать возникновению форм «частного правосудия», которые, в свою очередь, обусловливают негативное влияние на уверенность общественности в правовой системе, подрывают его доверие к ней и является угрозой нормальному функционированию всей страны. Без надлежащего принудительного исполнения решений построение правового европейского государства невозможна.
В связи с этим на государство возлагается обязанность по созданию, укреплению и развитию эффективной системы принудительного исполнения решений, в том числе путем имплементации европейских норм и стандартов в национальное законодательство Украины. К тому же, принудительное исполнение решений, как завершающая стадия судебного производства, является неотъемлемой частью соблюдения права человека на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленного в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во исполнение выше указанных задач в Украине было принято два важнейших законов — Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и Закон Украины «Об исполнительном производстве», набравшие свою силу 5 октября 2016 года. Принятие этих законов обусловило внесение кардинальных изменений и новелл в систему принудительного исполнения решений. Поэтому рассмотрение и анализ основных положений соответствующих нормативно-правовых актов, безусловно, необходимы и актуальны.
Одной из первых значимых новелл принудительного исполнения решений стало введение в нашей стране института частных исполнителей. Частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности. Им может стать гражданин Украины, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком, имеет стаж работы в области права после получения диплома не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Деятельность частного исполнителя не следует путать с коллекторской деятельностью, поскольку, в отличие от последней, правовой статус частных исполнителей четко регламентирован и определен законодательством.
Лицо, имеющее намерение осуществлять деятельность частного исполнителя, перед составлением квалификационного экзамена должна пройти обучение и стажировку, срок которого не может превышать трех месяцев. При успешной сдачи экзамена, лицу выдается удостоверение частного исполнителя без ограничения срока его действия.
О начале своей деятельности частный исполнитель сообщает Министерство юстиции Украины, которое должно внести о нем информацию в Единый реестр частных исполнителей Украины.
Кроме требований, предъявляемых к кандидатуре частного исполнителя, законодательством определены также требования, касающиеся осуществления непосредственной деятельности частным исполнителем. Так, частный исполнитель обязан застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед третьими лицами и организовать офис в пределах своего исполнительного округа.
В вопросе подведомственных решений, которые подлежат принудительному исполнению частным исполнителем, законодатель решил пойти по пути определения исключений, в которых частный исполнитель не осуществляет свою деятельность. В частности, это выполнение:
- решений об отобрании и передачи ребенка, установление свиданий или устранение препятствий в свидании с ребенком;
- решений, по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и / или которые финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета;
- решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;
- решений, по которым взыскателями является государство, государственные органы;
- решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;
- решений, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
- решений о выселении и вселении физических лиц;
- решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;
- решений о конфискации имущества;
- решений, выполнение которых отнесено настоящим Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;
- других случаев, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих в принудительном исполнении судебных решений и решений других органов».
Кроме того, в течении первого года занятия деятельностью частного исполнителя, частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
За совершение исполнительных действий частному исполнителю уплачивается вознаграждение, которое состоит из основной и дополнительной части. Основная — вознаграждение частного исполнителя в зависимости от исполнительных действий, подлежащих совершению в исполнительном производстве, устанавливается в виде или фиксированной суммы, или процента суммы, подлежащей взысканию, или стоимости имущества, подлежащего передаче по исполнительному документу. Так, за полное или частичное исполнение имущественного характера, размер основного вознаграждения частного исполнителя составит — 10 процентов взысканной им суммы или стоимости имущества, подлежащего передаче по исполнительному документу. В то же время по исполнению неимущественного характера вознаграждение составит: по физическим лицам — 2 минимальные заработные платы, а если должником является юридическое лицо — 4 минимальные заработные платы.
Второй новеллой принудительного исполнения решений стала отмена сроков самостоятельного выполнения решений для должника. До принятия новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве «государственным исполнителем в постановлении об открытии исполнительного производства указывался срок до семи дней (в случае исполнения решения о принудительном выселении должника — до пятнадцати дней) о необходимости должнику самостоятельно исполнить решение. Сегодня же, принудительное исполнение решения начинается сразу со дня открытия исполнительного производства.
По мнению авторов законопроекта, такой подход должен быть определенным стимулом для должников выполнять решение суда или других органов вовремя, не допуская принудительного исполнения решения и тяжестей обусловленных этой стадией судебного производства. Однако, среди экспертов бытует мнение, что таким образом у добросовестных должников наоборот исчезнет намерение выполнять решение самостоятельно. Кроме того, стоит отметить и о наложении дополнительных финансовых затрат на должника, также далеко не являющимся мотивационным аспектом в исполнении им решений.
Третье новшество, которое невозможно обойти вниманием — создание Единого реестра должников. Единый реестр должников является составной Автоматизированной системы исполнительного производства, держателем которой является Министерство юстиции Украины. В нее включаются сведения о должниках, которые являются открытыми и размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Украины. Однако, не подлежат внесению в Единый реестр должников сведения о должниках:
- являющихся государственными органами, органами местного самоуправления;
- не имеющие задолженности по исполнительному документу о взыскании периодических платежей более трех месяцев
- по решению неимущественного характера.
Включение сведений о должнике в Единый реестр должников осуществляется одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства, а исключение — с вынесением постановления об окончании исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю или в суд, или в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.
Четвертая новелла реформаторских преобразований — установление обязанности должника, в случае выполнения решения имущественного характера, подать декларацию о его доходах и имуществе. Выполнение этой обязанности должно происходить в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства. За невыполнение выше указанного положения на должника возлагается ответственность, в том числе и за внесение в декларацию заведомо ложных сведений, о чем должник должен быть предупрежден заранее исполнителем.
На первый взгляд несколько спорной оказывается эффективность такого механизма на стадии принудительного исполнения решений, а не на стадии еще судебного рассмотрения дела. Однако, реальный результат такого нововведения можно будет оценить уже после его практической имплементации в деятельности исполнителей.
Пятое нововведение касается изменения сроков в исполнительном производстве. Почти каждое исполнительное действие претерпело изменений в своих временных рамках исполнения. Однако, наибольший интерес вызывают новые сроки предъявления исполнительного документа к исполнению и общий срок исполнительного производства.
Так, срок предъявления исполнительных документов был увеличен с одного года до трех. Трехлетний срок применяется во всех случаях, кроме представления:
- удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены в течение трех месяцев
- исполнительных документов о взыскании периодических платежей по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного вследствие увечья или иного повреждения здоровья, потери кормильца и т.д. — может быть предъявлен в течение всего периода, на который присуждены платежи.
Если говорить о сроках осуществления исполнительного производства, то в предыдущей редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве» было определено, что государственный исполнитель обязан провести исполнительные действия в течение шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, а по исполнению решения неимущественного характера — в двухмесячный срок.
В новом же законе Украины «Об исполнительном производстве» такие сроки вообще не устанавливаются. Однако в пункте 2 части 1 статьи 37 Закона определено, что исполнительный документ возвращается взыскателю, если осуществление исполнителем меры по розыску имущества должника в течение года оказались безрезультатными.
Шестая новация принудительного исполнения решений касается последствий невыполнения решений. В частности, были значительно увеличены штрафные санкции за невыполнение без уважительных причин в установленный исполнителем срок решения, обязывающее должника выполнить определенные действия, и решения о восстановлении на работе. Отныне размеры штрафов составляют:
- для физического лица — 100 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- для должностных лиц — 200 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- для юридического лица — 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, исполнители были наделены новым полномочием — составление протоколов об административном правонарушении, а именно за невыполнение законных требований исполнителя и нарушение требований Закона Украины «Об исполнительном производстве». Рассмотрение и решение по протоколу, составленного государственным исполнителем, принимается начальником органа государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, а по протоколу частного исполнителя — судом по месту совершения административного правонарушения.
Принудительное исполнение решений претерпело также ряд других преобразований и изменений, касающихся определения основ исполнительного производства, перечня имущества, на которое не может быть наложено взыскание по исполнительным документам, возможности передачи исполнительного документа, случаев и оснований возвращения исполнительного документа взыскателю и тому подобное. Однако, несмотря на ряд преобразований, происходящих в Украине, пока невозможно говорить об обеспечении права каждого гражданина на своечастное и полное выполнение судебных решений.
Если обратиться к статистике, то на сегодня в Украине выполняются, по разным оценкам, от 2 до 20 процентов судебных решений. По состоянию на 31 декабря 2016 года Украина занимает первое место по количеству дел, которые находятся на рассмотрении в Европейском суде (18510 дел, или 22,8% от общего количества дел в Европейском суде). В 2016 году Европейский суд направил Правительству Украины 1326 дела против Украины с предложением предоставить позицию правительства Украины, из которых 1092 дела касаются невыполнения или длительного исполнения решений национальных судов и относятся к группе дел по «пилотным» решением Европейского суда «Юрий Николаевич Иванов против Украины».
Европейский суд по правам человека так же, как и украинское законодательство допускает возможность задержки в исполнении судебного решения. Однако, временные рамки и случаи такой задержки четко определены и регламентированы законодательством, нивелирования которых недопустимо. В любом правовом государстве мира без окончательного исполнения судебного решения право на доступ к правосудию остается иллюзорным, конституционные гарантии граждан сводятся на нет, а принятие справедливого правосудного решения, в конце концов, полностью теряет свою значимость и силу.
Статья написана Партнером Адвокатского объединения WinnerLex Наталией Ковалко cпециально для сайта blog.liga.net
Обращаем Ваше внимание на то, что эта публикация не является юридической консультацией и предоставляется в информационных целях. При наличии конкретной проблематики по публикации, рекомендуется получение полной консультации нашими специалистами.
Авторское право на материал принадлежит Адвокатскому объединению WinnerLex.
Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на имя автора и компании, в которой автор работает, а также источник заимствования — является нарушением авторских прав и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.