Излишняя патЭтика

23.07.2012

Управляющий партнер Юридической компании WinnerLex Анна Винниченко дала комментарий к статье «Излишняя патЭтика» в газете «Бизнес».

23.07.2012 / «БИЗНЕС»

Об этике бизнес-отношений в Украине говорят давно, но пристальное изучение этой темы началось несколько лет назад в русле дискуссий о корпоративной социальной ответственности (КСО).

«У нас в компании существует шесть направлений КСО, которые курируются из штаб-квартиры руководящим комитетом по КСО. Но за каждое направление ответственность несет определенный департамент — как в штаб-квартире, так и в локальных офисах. Например, за охрану труда и за экологию — операционный департамент, за деловую этику — юристы, за трудовые права — департамент HR. Соответственно, мы не видим необходимости в создании еще и отдельного комитета по этике, поскольку за внедрение и реализацию принципов бизнес-этики в целом отвечает юридический департамент”, — рассказывает Наталья Бондаренко, директор по юридическим вопросам компании Carlsberg Ukraine (г.Киев; производство слабоалкогольной продукции; в Украине — с 1996 г.; 3,5 тыс.чел.).

Ее слова подтверждают распространение в Украине такой практики, когда компании, заботясь о своем этичном реноме, предпочитают все же не создавать дополнительных структур.

Нормы и правила поведения сотрудников обычно прописывают во внутренних документах, имеющих приказной или рекомендательный характер, а контроль возлагают на различные подразделения.

Например, дресс-код и поведение сотрудников — это полномочия HR-департамента, а вот “откаты” и подарки — сфера контроля службы безопасности или юридического департамента.

В западных корпорациях, в отличие от отечественных, функционирование комитетов по этике, призванных блюсти честь и достоинство своих организаций, — давно устоявшаяся практика. Структура таких комитетов, их полномочия, кадровый состав (обычно из числа топ-менеджеров) четко регламентированы.

На рассмотрение таких органов, как правило, выносятся из ряда вон выходящие события: участие сотрудников в “откатах”, дача или получение взяток и т.д. В чистом виде комитетов и подобных им органов в структуре управления украинских компаний БИЗНЕС не нашел, но обнаружил их многообещающие зачатки.

Так, в международной консалтинговой компании “Эрнст энд Янг” (г.Киев; в Украине — с 2001 г.; около 400 чел.) контроль качества и рисков обеспечивается несколькими способами, в том числе процедурами принятия решений о сотрудничестве с клиентом; ежегодными опросами клиентов; глобальными независимыми проверками; ежегодными тренингами по соблюдению политики независимости и т.д.

Кроме того, в компании функционирует “горячая” телефонная линия по вопросам корпоративной этики, а также специальная анонимная онлайн-форма EthicsPoint на сайте, которая аккумулирует запросы и направляет их ответственным лицам из числа руководства или юридического отдела компании.

На “горячую линию” можно сообщить о действиях, которые идут вразрез с требованиями этики, нормативно-правовыми актами, профессиональными стандартами, а также принципами кодекса корпоративного поведения компании. В киевском офисе “Эрнст энд Янг” также есть специальные боксы, в которых можно оставить анонимное сообщение.

Человек человеку — друг

В отсутствие специальных органов “этического” контроля в украинских компаниях считают необходимым назначать ответственного сотрудника, который будет курировать профилактическую работу.

Так, в компании “Киевстар” (г.Киев; телекоммуникации; с 1994 г.; 5 тыс.чел.), по словам Святослава Сенюты, начальника отдела корпоративной и судебной работы и заместителя комплайнз-менеджера, еще в 2004 г. был принят “Корпоративный кодекс поведения” (ККП), в котором определены стандарты надлежащего делового поведения и бизнес-этики сотрудников.

“Кодекс регламентирует внутреннюю жизнь компании, взаимодействие с бизнес-партнерами, клиентами, общественностью. Например, в каких случаях возникает конфликт интересов, какие подарки являются неэтичными, что такое “существенная внутренняя информация” и т.п. Если сотрудник в ходе выполнения своей работы сталкивается с ситуацией, которая противоречит ККП, или просто хочет уточнить вопросы, связанные с этикой делового поведения, он может обратиться к менеджеру, ответственному за соблюдение Кодекса. Эта должность называется “комплайнз-менеджер”, — поясняет г-н Сенюта. Опрос БИЗНЕСа: «Что для Вас корпоративный этический кодекс, % опрошенных». 

Также сотрудники компании, по его словам, в специальной электронной форме для обращений на внутреннем сайте могут пожаловаться на неправомерные действия, внести пожелания или предложения либо попросить совета в проблемной ситуации.

Причем рассмотрению подлежат все, в том числе и анонимные, обращения. На основании анализа обращений комплаенс-менеджер может инициировать проведение корпоративного расследования или подготовить для правления компании рекомендации по улучшению ведения бизнеса.

“Чрезвычайно важно обеспечить возможность свободного доступа к комплайнз-менеджеру для всех сотрудников в компании, чтобы они могли проинформировать его о проблеме. Для бизнеса принципиально важным является создание такой культуры, когда сотрудники добросовестно участвуют в совершенствовании бизнеса, частью которого они являются”, — уверяет г-н Сенюта.

В “Платинум Банке” действует схожая схема. “Банк — это учреждение, работающее в сфере услуг, и репутация и мнение клиентов играют здесь решающую роль», — говорит Виктория Михно, начальник управления корпоративных коммуникаций “Платинум Банка” (г.Киев; в Украине — с 2004г.; более 4 тыс.чел.). — Поэтому все сотрудники банка при вступлении в должность проходят специальную программу “Адаптация”, в рамках которой изучают кодекс банка, в котором прописаны правила поведения по отношению к клиентам и сотрудникам. Это помогает избегать недоразумений и этических проблем в будущем”.

На случай возникновения спорной ситуации между сотрудниками, по словам г-жи Михно, в банке существует должность так называемого “Платинового уполномоченного”, который призван помочь сотруднику разобраться в проблеме и найти выход из положения. Таких уполномоченных всего три. Позиция эта выборная, срок действия полномочий — год.

“В случае возникновения недопонимания между клиентом и сотрудником банка или между коллегами мы тщательно изучаем ситуацию, рассматриваем все точки зрения. В этом, конечно, нам помогают как “Платиновый уполномоченный”, так и департамент HR, а в некоторых случаях — и департамент безопасности”, — рассказывает г-жа Михно (согласно законодательству Украины, все финансовые учреждения должны иметь организованные службы внутреннего контроля. В частности, подобные рекомендации содержатся в документах Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) “Система внутреннего контроля в банках: основы организации” (сентябрь 1998 г., БКБН 40) . — Ред.).

На самом деле вопросами этики задаются во многих компаниях, хотя, возможно, не везде эта деятельность формализована.

“IТ-сфера отличается от других отраслей своей гибкостью, у нас нет строгого корпоративизма. В частности, отсутствует дресс-код, и такой порядок вещей упрощает общение в коллективе в целом. Между коллегами приняты более свободные отношения и не суперстрогая субординация. Тем не менее в компании тоже существует свод корпоративных рекомендаций, касающихся вопросов коммуникаций внутри компании и за ее пределами, «CommunicationGuideline”, — утверждает Сабина Крупко, специалист по маркетингу персонала Днепропетровского подразделения компании SoftServe (г.Львов; разработка ПО; с 1993 г.; более 2 тыс.чел.).

В компании предусмотрена официальная должность — советник по карьере. Работник, наделенный этими функциями, является своеобразным “адвокатом” сотрудников компании и способствует их постоянному профессиональному и карьерному росту. И это первый человек, к которому необходимо обратиться сотруднику SoftServe в случае возникновения этической проблемы у него лично или в его рабочем окружении.

Кодекс чести

Как можно заметить, документом, предопределяющим функционирование “этической” системы, чаще всего является корпоративный кодекс — свод правил, которым должен следовать каждый сотрудник.

“Кодекс деловой этики нашей компании формировался годами. В нем прописаны соблюдение дресс-кода и правил внутреннего трудового распорядка, а также порядок отношений с клиентами и поставщиками и т.д. Некоторые составляющие — это отдельные приказы по предприятиям, обязательные к выполнению”, — рассказывает Наталья Бережная, директор департамента управления персоналом группы компаний “Малби” (г.Днепропетровск; производство кондитерской продукции и безалкогольных напитков; с 1997 г.; 850 чел.).

Так, на предприятиях компании четко регламентируются действия торговых представителей, самостоятельно или с разрешения вышестоящего руководства устанавливающих размер скидки для клиента. Ведь в случае выявления сомнительных сделок за дело берется служба безопасности.

“Идея создания корпоративного документа, который отразил бы отношение компании к таким вещам, как взяточничество, мошенничество, хищения, злоупотребления служебным положением, возникла в нашей компании год назад”, — говорит Андрей Лихоманов, начальник службы экономической безопасности компании “Интерпайп”.

По сути, это — определенный “месседж” сотрудникам и контрагентам, информирующий об отношении руководства компании к вопросам экономической безопасности. “Исходя из этих соображений, мы и составляли свою “этическую” программу. Чтобы всем было ясно, что в случае совершения неправомерных, с точки зрения этики, действий к персоналу, в частности, будут применены строгие санкции”, — поясняет г-н Лихоманов.

Ни для кого не секрет, что большинство “неэтичных” действий в компаниях связаны с финансовыми потоками. То есть тогда, когда есть риск, что сотрудник компании, войдя в сговор с контрагентом, попытается получить незаконную выгоду, например, при продаже продукции по заниженной цене либо на определенных льготных условиях. С точки зрения корпоративной этики, это самое большое прегрешение в украинских компаниях. И, увы, одно из самых распространенных.

“Нормы любых кодексов корпоративной этики регулируют отношения на уровне трудовых. Они, несомненно, оказывают определенное влияние на формирование ответственного отношения персонала к работе, но выполняют, скорее, превентивную функцию (максимальное наказание — увольнение). Если менеджер компании совершает неэтичные действия, которые квалифицируются Уголовным кодексом как должностное преступление (например, получает взятку), то такие действия будут преследоваться уже государством, так как они являются посягательством на важную сферу общественных отношений и интересов”, — отмечает Анна Винниченко, парт­нер юридической компании WinnerLex (г.Днепропетровск; предоставляет юридические услуги с 2010 г.).

Оптимистические пессимисты

Но, по мнению г-жи Михно, недалек тот час, когда сотрудники украинских компаний будут блистать высоким уровнем сознательности.

“Мне приятно осознавать, что уже сейчас многие украинские компании не просто декларируют принципы корпоративной социальной ответственности, но и доказывают это своими действиями, создавая соответствующие отделы и комитеты. Могу сказать, что это значительный шаг на пути становления сознательности нашего общества. Следующим шагом, надеюсь, будет создание в компаниях комитетов по этике”, — поясняет она. Однако многие скептики не склонны разделять подобный оптимизм.

“Например, три-четыре года назад было модно создавать органы, отвечающие за реализацию гендерной политики, — замечает Владимир Момот, доктор экономических наук, руководитель направления “Менеджмент” Днепропетровского университета им.Альфреда Нобеля (с 1993 г.; 300 чел.).

— Если большинство сотрудников не принимают миссию компании и ценности, отторгают основные принципы работы, то усилия подобных структур будут смехотворными. Не так важно, как мы назовем орган, даже не важно, есть ли он вообще, главное — чтобы на предприятии были широко распространены корпоративные представления о культуре и этике, обеспечена широкая вовлеченность сотрудников. Тогда все будет хорошо”.

Топ-менеджер — об интригах

Андрей Лихоманов (43), начальник службы экономической безопасности компании “Интерпайп” (г.Днепропетровск; производство труб, колес и бандажей для железнодорожного транспорта; с 1990 г.; 15 тыс.чел.).

— У нас работает “горячая линия” — городской и мобильный номера, электронная почта. Мы предоставили сотрудникам, желающим сообщить какую-либо информацию, даже анонимно, такую возможность. Но любой анонимный сигнал — еще не обвинение, а только подозрение, которое нужно проверить.

В практике крупных компаний часто случается, что поставщики используют “черные технологии” и в борьбе за контракты пытаются втянуть в интриги службу экономической безопасности, подать неправдивую информацию с целью очернить конкурента и в надежде на то, что договор будет расторгнут и у них появится возможность занять освободившееся место.

Такие факты, безусловно, есть, но выводы мы делаем только после всесторонней проверки информации. Нужно понимать, что живем мы в Украине, что создана определенная внешняя среда и все прекрасно понимают, что украсть можно больше, чем заработать, и фактов “откатов” и взяток предостаточно.

Сотрудник — о правилах игры

Сергей Кашпер (46), главный системный инженер компании Motorola Mobility (г.Либертивилль, США; телекоммуникации; с 2011 г.; с 1928 г. была в составе компании Motorola):

— В нашей компании принято, чтобы каждый сотрудник раз в год проходил обязательные онлайн-курсы, посвященные правильному поведению в компании, взаимному уважению, недопустимости расовой, сексуальной и прочей дискриминации.

Человек обязан изучить слайды, прослушать лекцию и ответить на вопросы в интерактивном режиме. Если произошло какое-либо из нарушений, об этом докладывают в отдел кадров через начальство. И уже отдел кадров занимается рассмотрением каждого конкретного случая с применением санкций, если это необходимо.

БИЗНЕС №30-31 (1017-1018) от 23.07.2012 Полищук Оксана Васильевна

Обращаем Ваше внимание на то, что эта публикация не является юридической консультацией и предоставляется в информационных целях. При наличии конкретной проблематики по публикации, рекомендуется получение полной консультации нашими специалистами.

Авторское право на материал принадлежит Адвокатскому объединению WinnerLex.

Перепечатка материалов статьи без четкой ссылки на имя автора и компании, в которой автор работает, а также источник заимствования — является нарушением авторских прав и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.