Непростой путь растаможки: от декларации до судебного решения
26.12.2019Украинским импортерам хорошо известно, что растаможка товара похожа на определенную лотерею по установлению таможенной стоимости — никогда нельзя быть уверенным заранее будет ли отказ в растаможивании, будет ли завышена таможенная стоимость, отправлены образцы в лабораторию или вообще нужно сразу готовить исковое заявление.
Причем положительная статистика судебных решений в подобных делах однозначно утверждает о многочисленных случаях превышений таможенниками своих полномочий и собственной трактовке Таможенного кодекса Украины.
Вашему вниманию предлагается публикация адвоката АО WinnerLex Виктории Чехуты в издании Юрист&Закон именно касательно этих актуальных вопросов.
Растаможка товаров, ввозимых на территорию Украины, выглядит со стороны действующего законодательства Украины достаточно легко и понятно на первый взгляд. Однако то, как это происходит, и какие решения принимаются таможенными органами, показывает количество карточек отказов и увеличение таможенной стоимости товаров, а также существующая судебная практика.
Покупатель, который ввозит товар на территорию Украины, должен предоставить пакет документов в таможенный орган и указать цену контракта, на основании чего должна устанавливаться соответствующая таможенная стоимость товара. И с этого момента начинается все самое интересное.
Декларант предоставляет таможенному органу необходимые документы, соответственно таможня должна исследовать все документы и растаможить товар. Однако, как очень часто бывает, декларанту отказывают в оформлении по основаниям, которые приводит таможенный орган в карточках отказа, в частности, что были обнаружены «разногласия» в представленных декларантом документах в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Поэтому таможенная стоимость товара определяется по второстепенному методу, а чаще всего по шестому — резервному. Основным же методом определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, является первый метод — по цене контракта (стоимость операции).
Таможенный кодекс Украины предусматривает 4 основания, когда таможня имеет право отказать декларанту в заявленной им таможенной стоимости:
1) неверно проведенный декларантом или уполномоченным им лицом расчет таможенной стоимости;
2) непредставление декларантом или уполномоченным им лицом документов согласно перечня и в соответствии с условиями, указанными в частях второй — четвертой статьи 53 настоящего Кодекса, или отсутствие в этих документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары;
3) несоответствие выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям, приведенным в главе 9 настоящего Кодекса;
4) поступления в орган доходов и сборов документально подтвержденной официальной информации органов доходов и сборов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.
На практике чаще всего применяется только 2 основания: непредоставление всех документов в соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 53 Таможенного кодекса Украины и неправильно выбранный декларантом метод.
Если субъект заявил по первому методу, то в таможне остается только одно основание для отказа — непредоставление всех документов.
Обзор судебной практики Верховного суда показывает, что при рассмотрении таможенных споров, выявление расхождений в документах, представляемых декларантами в таможенные органы, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, а потому решение таможенных органов по повышению таможенной стоимости товаров является незаконным и необоснованным.
Так, Верховный суд в своих постановлениях от 26.02.2018 года по делу №804/1405/15 и от 21.02.2018 года по делу № 820/17417/14 отметил, что «таможенный орган обязан указать конкретные обстоятельства, которые вызвали соответствующие сомнения, причины невозможности их проверки на основании предоставленных декларантом документов, а также обосновать необходимость проверки сомнительных сведений и указать документы, предоставление которых может устранить сомнения в их достоверности. Требовать от декларанта или уполномоченного им лица любые другие документы, не предусмотренные Таможенным кодексом Украины (ст. 53), запрещено».
Верховный суд в постановлении от 27 марта 2018 года по делу № 814/1213/16 (административное производство № К/9901/36850/18) указал: «Сам факт непредоставления декларантом дополнительных документов без надлежащего обоснования таможней, как таковых которые могут устранить сомнения относительно спорных сведений, не является основанием для отказа в таможенном оформлении товара».
Итак, разногласия, на которые указывают таможенные органы в карточках отказа, являются чисто формальными и несущественными, которые никаким образом не влияют на уровень заявленной таможенной стоимости товаров, что свидетельствует о безосновательности истребования таможней дополнительных документов, определенных в части 3 статьи 53 Таможенного кодекса Украины.
Таможенные органы при рассмотрении судом дел об обжаловании корректировки таможенной стоимости товаров настаивают на том, что разногласия, которые были в документах, предоставленных декларантом, являются существенными, однако не предоставляют никаких доказательств своим утверждениям.
Или, как пример, если декларантом предоставлен полный пакет документов для растаможки товара, ввозимого на территорию Украины, таможенный орган в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров ссылается на отсутствие документов по страхованию оцениваемого товара. Однако по некоторым условиям постановки Инкотермс, например FOB, страхование может и не осуществляться.
Кроме того, таможенный орган очень часто ссылается на такие недостатки, как отсутствие в документах подтверждения расходов на транспортировку товара. Согласно положению пункта 5 части 10 статьи 58 Таможенного кодекса Украины, при определении таможенной стоимости к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары, добавляются расходы на транспортировку оцениваемых товаров в аэропорт, порт или иное место ввоза на таможенную территорию Украины, и от декларанта требуют подтверждения понесенных транспортных расходов при пересечении границы Украины.
Суды не принимают во внимание эти «нарушения» и считают, что они безосновательны и, соответственно, такие решения о корректировке таможенной стоимости товаров отменяются (дело № 803/49/16 и № 803/1366/16 от 20.02.2018 года).
Также таможенными органами при вынесении решений о корректировке таможенной стоимости товаров не учитывается, что при поставке товара на условиях Инкотермс группы С (CFR, CIF, CPT, CIP) и группы D (DAT, DAP, DDP), транспортировку осуществляет продавец, соответственно расходы относятся к стоимости (цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары), а потому не являются составляющими таможенной стоимости товара.
Кроме того, при определении таможенной стоимости товаров таможенным органом очень часто используется ценовая информация из центральной базы данных ЕАИС, так как заявленные цены на товары, по мнению таможни, ниже чем те цены за аналогичные товары, которые уже есть в единой автоматизированной информационной системе.
Судами неоднократно обращалось внимание таможенных органов на то, что это не является и не может быть самостоятельным основанием для повышения таможенной стоимости товаров в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины.
Однако, как показывает судебная практика, иногда все же эти основания являются решающими для таможни при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
В качестве примера, представителями таможни запрашиваются дополнительные документы на основании ч. 3 ст. 53 Таможенного кодекса Украины и отмечают, что «в связи с износом профиля риска вероятного снижения уровня таможенной стоимости товара». О чем это говорит? Что таможенный работник в своем запросе опирается не на документы, которые поданы к таможенному оформлению, а на имеющуюся ценовую информацию, которая есть в «базе» таможенного органа, что безосновательно.
Единая автоматизированная информационная система, которой в своей работе пользуются таможенные работники, вообще закрыта для свободного доступа, и, соответственно, декларанты не могут доказать декларируемую таможенную стоимость товара.
Информация, содержащаяся в Центральной базе данных ЕАИС касательно высокого уровня цен за аналогичные товары, может служить основанием для таможенного органа для сомнений в предоставленной декларантом таможенной стоимости товара и истребования дополнительных документов для опровержения этого сомнения. Однако это не может быть единственным основанием для отказа в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости и принятия решения о корректировке.
Так, Верховный суд в своих постановлениях от 14.08.2018 года по делу № 820/9195/15 и от 28.08.2018 года по делу № 810/3879/17 отметил: «одно только наличие в информационных базах данных таможенного органа информации о том, что в предыдущие периоды аналогичные товары были растаможены с указанием большей таможенной стоимости, никоим образом не доказывает неправильность ее определения истцом, поскольку таможенная стоимость зависит от ряда обстоятельств и определяется в каждом конкретном случае. Истцом при прохождении процедуры таможенного оформления товаров, предоставлены в орган доходов и сборов документально подтвержденные данные о цене договора. Эти данные содержались в документах, поданных по перечню, предусмотренными частями первой, второй, третьей статьи 53 Таможенного кодекса Украины, и не имели различий в числовых значениях, подтверждающих составляющие таможенной стоимости товаров».
Исходя из анализа судебной практики Верховного суда таможенные органы в своей работе допускают многочисленные ошибки, а иногда и злоупотребляют своими правами при осуществлении контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров.
Таможенные органы необоснованно спрашивают дополнительные документы, аргументируя это якобы необходимостью устранения разногласий в представленных декларантом документах, которые однако являются несущественными и обычно вообще формальными, либо не имеют документального подтверждения определенных затрат, которые декларантом вообще не проводились или такие расходы не являются составляющими таможенной стоимости товаров или не входят в нее.
Действия таможенных органов приводят к неправомерным отказам в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости товаров и принятию решений о ее корректировке, которые судом в большинстве потом отменяются.
В соответствии с решениями судов об отмене решений о корректировке таможенной стоимости товаров и повышения ввозной пошлины 80% от общего количества судебных дел решаются в пользу декларанта, незаконные решения таможенных органов признаются принятыми с нарушением действующего законодательства, и отменяются судами.
Однако, получить решение об отмене судом незаконных решений о корректировке таможенной стоимости товаров, которые выносятся таможенными органами, это только первый шаг. После вынесенного решения и вступления в силу необходимо вернуть декларанту денежные средства, которые были безосновательно оплачены в государственный бюджет в результате повышения таможенной стоимости товара.
Поскольку судом выносится решение об отмене решения о повышении таможенной стоимости товара и признание его противоправным, что же делать с денежными средствами, которые были уплачены декларантом?
Порядок и условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных платежей, установлено действующим законодательством и урегулированы нормами Таможенного кодекса Украины, Налоговым кодексом Украины и нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины.
В соответствии с частями 1-4 статьи 301 Таможенного кодекса Украины возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины и Налоговым кодексом Украины.
Ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику в соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Украины и статьи 301 Таможенного кодекса Украины.
Процедура проведения возврата таможенных и других платежей и/или излишне уплаченных в бюджет установлена Порядком возврата авансовых платежей (предоплаты) и ошибочно и/или излишне уплаченных таможенных платежей, утверждено приказом Министерства финансов Украины 18.07.2017 года № 643.
После вступления в силу решения необходимо его получить и подготовить заявление в произвольной форме.
К заявлению необходимо приложить заверенную надлежащим образом копию решения суда о признании противоправным и отмене решения Государственной фискальной службы Украины по корректировке таможенной стоимости товаров и заверенную копию таможенной декларации, на основании которой растаможивался товар. При этом следует помнить, что наличие налогового долга может стать причиной отказа таможенным органом в возврате денежных средств и это станет возможным только при отсутствии налогового долга у декларанта.
Таможенный орган готовит в течение двадцати дней заключение и принимает решение о возврате денежных средств декларанту, которые перечисляются на текущий счет, который указывает декларант в своем заявлении о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
Что же является основой «проигрыша» судебных дел таможенными органами?
Во-первых, это отсутствие допустимых доказательств, поскольку главным основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, которое отмечает таможенный орган, является то, что «заявленная декларантом таможенная стоимость товаров ниже по сравнению с информацией о идентичных или подобных товаров, имеющихся в базе данных специализированного комплекса ЕАИС, «ценовая информация» и «срабатывание системы управления рисками». Как отмечают суды в своих решениях эта информация несет в себе вспомогательный информационный характер, а следовательно, не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.
Во-вторых, судами в большинстве решений отмечается, что таможенные органы не конкретизируют, по каким причинам запрашивались дополнительные документы и принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Подытоживая вопрос обжалования в судах решений о корректировке таможенной стоимости товаров, хочу заметить то, что эта проблема существует и, к сожалению, она не решается даже судами Украины, принимающими решения в пользу декларантов.
Зато таможенные органы продолжают «политику» по наполнению бюджета денежными средствами вследствие увеличения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины. Мною были исследованы дела, которые были рассмотрены как в пользу декларанта, так и в пользу таможенного органа. Однако, не все решения о корректировке таможенной стоимости товаров обжалуются в суде, и соответственно не все средства, которые были чрезмерно уплачены в государственный бюджет, возвращаются декларанту. Процесс рассмотрения судами подобных дел является в значительной степени длительным, кроме того, некоторые декларанты не желают тратить свое время на доказывание своей правоты в суде или тратить средства на защиту нарушенных прав.
Вследствие таких неправомерных решений государственный бюджет Украины ежегодно постоянно пополняется за счет таких решений таможенных органов, а работники таможенных органов продолжают наполнение бюджета таким способом и выносят неправомерные решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
Подытоживая практику судов Украины и ситуации, которая сложилась на сегодняшний день при растаможивании товаров, хочу отметить следующее.
Решить эту проблему возможно только в случае, если таможенные органы будут подходить к этим вопросам не формально и не с целью наполнения государственного бюджета Украины, а, прежде всего, действуя в рамках действующего законодательства со строгим соблюдением его требований и норм.
Поэтому возникает острая необходимость в совершенствовании таможенного законодательства в этом направлении, а также в разработке и применении на практике новых механизмов, которые будут направлены на упрощение процедуры таможенного контроля и таможенного оформления, а также минимизацию человеческого факта, которым по силам снизить количество вынесенных неправомерных решений по корректировке таможенной стоимости товаров и уменьшить нагрузку судов по рассмотрению указанной категории таможенных дел.